Я смотрел, как она рисует "лицо" выдуманного ею мира. Со смехом, ляпая краску, она говорила:
- Говорят сложно рисовать портреты. Вовсе нет, знай себе рисуй симпатичный "пейзаж" или "натюрморт", там уж где человек полностью состоит из демонстрационных блюд. Нет, конечно есть люди-инсталляции - чистой воды символизм. Знаешь, видела такую : селедка с обглоданным хребтом в трехлитровой банке на веревочке. Внизу плескалось недопитое пиво, сама банка - пространство "вселенной". Посередине на мятой бумажке надпись "нет человека". И вот эта банка-вселенная помещена в огромный воздушный шарик, вернее в его брюшко. Шарик перекручен на голову, тело, ручки и ножки. На голове другая надпись - "видимо бог...". Ко лбу надувного божка приклеен обмылок хозяйственного мыла и снова оставлена надпись - "хотя бы умойтесь, навыдумывали много". Сама инсталляция называется "Бог устал от выдумок, придуманного им человека и ушел...". Вокруг инсталляции следы босых ног и брошенный цветок.
Знаешь, видимо поэтому я рисую "лица" цветов - их лица большие, а мир вокруг них маленький... Все ту селедку обглоданную вспоминаю на фоне вселенной с пивом...
- А я вот слышал, что хорошие портретисты обладают уникальным зрением, они способны увидеть душу человека. Может все дело в этом? Ты видишь души цветов, а другие видят души людей.
- Можешь попозировать мне минут тридцать, я тебе сделаю сразу два твоих портрета.
- Давай!
Через полчаса мне был представлен Я в ее понимании. Углем она намахала мое лицо довольно точно, сделала акцент на глаза. Они были выразительными и явно украшали портрет. Мне понравилось. Второй портрет изображал смерч над символичным бушующим морем. Дальше шла линия бережка, шезлончик и спокойная, загорающая барышня. Она сказала:
- Видишь, я здесь тебя изобразила в обрамлении себя... Я никогда не буду в эпицентре твоей души, потому что люблю другого. Тебя я тоже люблю, просто это очень чистое чувство без страстей и желаний. Вот так и буду нести этот смерч в спокойном взгляде. Стихия - это всегда великолепно: мощь, сила и смертельная опасность. А другой твой портрет - пейзаж вылизанной лужайки перед обрывом. Видишь, лист я вырвала из альбома... Все подумают, что неровный край, можно обрезать, в рамку вставить... Вот так и мир состоит из рамочных людей. Никто из художников не видит, где настоящий край человека. Они просто угадывают желания, каким бы человек хотел себя видеть. Но самая большая #ложь, когда человека называют микрокосмом. Ужасно, но я сразу вспоминаю селедку в трехлитровой вселенной и надпись "нет человека". Еще понимаю, что могут быть другие банки с такими же надписями. В банках этих все, что угодно, от шмоток до научного мельтешения, от четок до куколя, но человека - нет... - "Образы не образА, как насмешка и слеза".
Потом она дала мне альбом с надписью "Портреты характеров". Полистал, посмеялся. Чего там только не было - от бури в стакане до жемчужины в борще....
Тогда мне подумалось, что художница совершенно права, человек раскрыться не может во всей сложности своего выдуманного и невыдуманного мира, даже если в нем и нет личности. Если его "нет" и эту пустоту обнаружит время (сотрет его почти сразу из памяти даже близких) - все равно при жизни он был конгломератом немыслимых, плохо сочетающихся друг с другом характеристик. Одни были видимы, а другие спрятаны от досужих глаз.
Это было вступление. Теперь основное -
ПАРАДОКСЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
1. Чтобы было просто и уютно - необходимо быть честными по отношению друг к другу. Поэтому никогда не говорите правду о том, что думаете. - Это ложь.
(Нет, господа, здесь не смешано "бешеное с полоумным". Прошу обратить внимание на название "#парадоксы". Парадоксальность человеческих отношений в том, что у каждого "своя #правда и свое видение мира". И здесь очень важно понимать, что если вы имеете право на СВОЮ правду и взгляд, кстати, и вкус, то другой человек тоже ИМЕЕТ НА ЭТО ПРАВО).
Что есть честность? - Это изначальный посыл взаимоотношений.
Например:
- нравишься (хочу..., либо хочу жениться);
- взаимоотношения как взаимовыгодное сотрудничество, т.е. деловые;
- дружба (это не деловые отношения, это поддержка, когда весь мир отвернулся);
- любовь (это не нравишься и не "хочу" - это зона ответственности и работа в "зоне", улыбнулся, да, как-то так);
- уважение (это не после третьего стакана, это желание прислушиваться к мнению и принятие совместных решений. Либо беспрекословное исполнение просьбы, приказа. Это как уважая закон, мы беспрекословно его выполняем. И так далее...
Почему нельзя говорить правду и почему она ложь?
Правда не имеет никакого отношения к нормальным взаимоотношениям. Если человек рассыпает вокруг себя свои собственные правдивые ощущения, правдивые мысли и впечатления - это полное отсутствие такта и воспитания.
Вы не заметили как изменился мир? Исчезло #благородство, хорошие манеры, вежливость, воспитанность. Под эгидой правды вперед прорываются низость, хамство, бескультурье, первобытная дикость. Очень часто, чтобы протолкнуть именно это, человек кричит примерно следующее:
- Я абсолютно искренен с вами, я люблю говорить правду в лицо, честь от слова честность, умейте держать удар, когда вам правду говорят и т.д....
Парадоксы в чем? Например, хочет ли человек вашей правды, хочет ли держать удар, у него совершенно другие представления о чести. А ваша правда ему совершеннейшая кривда. И у вас полный излом в представлениях о его личности. Увы, о других мы судим по себе.
Близкие, им нужна правда? Нет. Им нужен честный посыл на взаимоотношения. С женой - соскучился и чертовски голоден...; устал - спать; прости надо побыть одному; давно нигде не были, не встряхнуть ли стариной... С другом - а не жахнуть ли нам "чайку" беленького; а не дашь ли взаймы все, что есть + жизнью рискнуть надо...
Говорить жене о всех своих проблемах - глупо. Проблематично уже одно то, что она с тобой живет. Говорить правду о ней самой? Зачем? Когда собираются стареть вместе, вся правда уже давно описана в медицинской энциклопедии.
Высыпать на голову другу все свои представления об его образе жизни зачем? Это его жизнь, ты и так в нее влезаешь со своими проблемами, еще и за помощью. Ну а если помогаешь, так помогай, а не советами отнекивайся.
Другие взаимоотношения, которые являются отдаленными, этой правдивой отсебятиной нарушают границы личного пространства и что самое любопытное - ОЧЕНЬ ПРАВДИВО ОБРИСОВЫВАЮТ САМОГО ПРАВДОЛЮБЦА.
______________
Прочитал несколько правдивых статей о том:
- что есть такое поэзия и кто из современных "стихоплетов" не имеет к ней никакого отношения;
- что современная экранизация романов - это псевдокиноискусство;
- что классическую музыку стали "отделывать" под массового зрителя...
Вспомнил притчу, рассказал мне ее бармен лет двадцати пяти.
Стакан кипятка просто кипел от ярости, рассказывая двадцати однолетнему скотчу, что сухарь не сухой, а кислый, что крепкий - не крепкий, а жидкий, что элитный коньяк - вовсе не домашняя скотина от элитных заводчиков... На что знающий свою цену "шотландец", ответил: "Мне бы льда, не люблю обжигать".
Не знаю, нужно ли пояснять. Попробую так. Книги читают внимательно, не достаточно их по списку изучить в школе. Поэзию, классическую литературу нужно понимать. Любое искусство нужно изучать и чувствовать. Музыкальная грамотность - это хотя бы музыкальная школа. Здесь крестики в качестве подписи, мол ознакомлен, мало ставить, должен быть талант к восприятию и знание музыкального языка.
Вот теперь могу сказать словами "шотландца" - "мне бы лед...".
Любые "ляпы" в социуме исправляют не бестактной ПРАВДОЙ, а образованием. Другое приучает людей кипятиться.
Благородство - это лед.
2. Чтобы понимать других, надо перестать доверять самому себе (чувствам, интуиции, знаниям) и другим тоже доверять не следует. Доверие не есть понимание. Буквально - надо видеть другого, а не слышать свой "анализ" выдуманных вами желаний, действий, причин поведения другого человека. Доверие - это вера в исключительность, в порядочность. Ничего в нас исключительного нет, в других тоже. Характеристика "исключительной порядочности человек" - блеф. Просто ваше воображение перенесло его в условия смонтированные вашим опытом. Но на ваш опыт всегда найдется другой. В любом человеке много кнопочек. Ряд из них способен из одного человека сделать совершенно другого.
Доверие - есть обостренный слух в темноте собственных выдумок.
Этот парадокс во взаимоотношениях, пожалуй самый сильный. Он практически не преодолим. Мы все натыкаемся на него и терпим фиаско. Просто наш мир видения состоит из выдумок про других людей. Про близких и любимых мы стараемся выдумывать хорошо и им доверяем. Про врагов мы всегда думаем плохо и категорически не доверяем. Про людей, с которыми так или иначе взаимосвязаны думаем исходя из собственного отражения в зеркале. Практически получается так - хочешь узнать человека поближе, расспроси его о других людях.
"Расскажи-ка мне правду о соседе", - попросил господин из "конторы". Спустя час он имел полное представление о портрете рассказчика.
Кстати, из опыта, просто хочу поделиться. Когда человек мало говорит о других и не дает им никаких характеристик это свидетельствует о хорошем интеллекте и скрытности. А скрытность в чем-то очень порядочна, она не оговаривает и не пишет доносов.
Возможность доверительных отношений строится на очень простой конструкте. - Можно доверять безэмоциональному, молчаливому, совершенно не интересующемуся жизнью отшельнику. Можно еще себе доверять - за секунду до гильотинирования. Все остальное выдумки. Это из опыта.
Мир выдумок живет под сферой наших чувств. Чувства самые талантливые сказочники, "андерсон" им в подметки не годится. Поэтому каждый мужик вправе сказать: "Жена ведь ты умна, придумай что-нибудь сама". Чем она займется далее - эмоциональным бредом, либо включит не менее эмоциональный женский анализ и подметит главное, - это уже ее дело...
Выдумки о других людях - это сплетни. Даже если вы никому этого не говорите, вы сплетничаете сами с собой - плетете паутину, в которой вы паук и его жертва одновременно.
Проблемы другого человека видны, даже если он о них не говорит. Он худеет, глаза могут быть ввалившимися, либо красными. Утомление, переживание - на лице, реакции тормозные, либо ажиотажные - стрессовые. Не спит, не ест. Или просто все не так, как обычно. Важно быть внимательным не к себе, не к "своему внутреннему голосу", и тем более ни к своим чуЙствам... "Я чувствую" - любимая фраза женщин... "Я чувствую, рядом бабы!" - соображения большинства. Большинство мужиков говорит слегка иначе: "Не могу понять, что происходит. Вижу, что... (дальше констатация того, что видит, а не думает". (Возможно не все так говорят, но я имею ввиду мужиков). Мужик констатирует, женщина чувствует. Могу сказать и иначе. Мужчина чувствует увиденное. Женщина констатирует чувства. Что правильно? - Да ничего!
Понимание другого через вот это не происходит. Увидеть тщательно скрываемое - невозможно. Прочувствовать - тем более. Но достаточно не доверять. Тогда и появится понимание, что предательство - возможно, измена возможна, оговор тоже возможен. Возможно все, о чем вы даже не мыслили подумать. Такая ситуация может быть не только с другим, но и с вами тоже.
Страшно? - Нет. Обычно. Иисус все знал про своих учеников, не правда ли? Понимал? Любил? Простил?
Вот и нам следует знать о возможности самого плохого. А любить, прощать - это основа понимания, а вовсе не доверие.
Еще один парадокс взаимоотношений:
3. Любовь способна ненавидеть, #ненависть неспособна любить. Здесь все просто. Эпицентр любви - абсолютная несвобода личности. Собственно я упоминал, что любовь - это ЗОНА ответственности. Так вот, слово "зона" можно свободно трактовать как место заключения. Мы добровольно заключаем узы брака, они становятся узами семьи, клеткой общества и т.д. Ни одного позитивного словосочетания. Потеря личности в любви - плевое дело. Любовь растворяет друг в друге. Сначала это нравится, потом, когда страсти поутихнут - нет. Не нравится, если личность растворилась, а потом не нашлась.
Короткие реплики: - Я истратил/а на тебя лучшие годы, пожертвовал/а карьерой, кинул/а талант, образование к твоим ногам, забыл/а о собственных желаниях и амбициях...
В норме - влюбленные должны стать единым целым, в обновленном, улучшенном варианте. Но это утопия. Один шанс на миллион.
На деле бывает так, когда один развивается - другой вкалывает на него, семью, на всю зону своей ответственности. Другой в этот момент занят невидимыми перспективами, которые возможно обеспечат будущее, а может и нет. Дальше, в норме, необходимо предоставить такую же возможность другому. Но развитие штука эгоистичная, не любит останавливаться.А "питательный элемент" быстро привыкает к однотипности своих действий и застывает в стационарном положении. Вот, кстати, одна из причин разводов - дисгармоничность целого. Личности в семье должны быть равными по силе устремлений.
Существует название "семейное древо"? Мы привыкли думать, что оно представляет генеалогическую схему родственных связей. Но есть еще одно значение. Мы все "вкусили от древа познания добра и зла, отделив себя от древа жизни". Увы, есть единый закон. Его не нарушают. Законы семьи строятся не на социальных ценностях, изменчивых как суета, а на классике непреложных истин. Тогда и все веточки на генеалогическом древе устремлены к росту в геометрической прогрессии, а не отмирают из-за познания запретных плодов...
Любовь ненавидит беззаконие. Если Любовь есть Бог, она имеет на это право. Он устанавливал законы жизни, определяя возможности бессмертия. (Кстати, семь-я - семь генетических повторений в трех поколениях, которые видимы в жизни человека. Это: "я", мама, папа, бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка. Эта семерка вписывается в человеческий век. Вопрос бессмертия рода описывается выполнением законов жизни). Все, что вне этих законов - зло. У Бога со злом вечная борьба. Ненависть к злу вполне оправдана.
Ненависть неспособна любить. У любого процесса есть точка невозврата. Человек - не Бог. В нем есть Бог, пока он любит. Преобразовав любовь в ненависть, пусть и за нарушение законов любви, человек "изгоняет из себя Иисуса". Прощающий человек впускает Его обратно. Другого пути нет. Закон такой.
"Список свободы" - это самая страшная штука в мире. Его пишут все. Он освобождает от обязательств любви. Он освобождает от Бога.
Я напишу коротко, что это такое и, возможно, позднее напишу отдельную статью.
Когда в запале близким людям вы говорите страшные слова, либо будучи воспитанным человеком просто так думаете, вы начинаете писать "список свободы". Что это за слова: ненавижу, уходи, не хочу тебя больше видеть, расстаемся навсегда, будь ты проклят (это ужасно!), оскорбительные характеристики от козла до собачки-девочки, любые нецензурные выражения. Считайте, что вы закладываете зло во взаимоотношения, указав Богу/Любви на дверь.
Раньше было такое правило в благородных семействах, когда оскорбляли - расставались сразу без выяснений отношений. Не было никаких дуэлей. С кем шпаги скрещивать - с женой, другом, сыном? Дуэлянты как раз охраняли честь близких людей. А в семьях оскорбления были под табуированным запретом. Это просто было невозможно из-за воспитания. А если все же происходило, человек разворачивался и исчезал без лишних слов. Время решало вернется или нет. Но оставаться бесполезно там, где Богу указали на дверь...
Оскорбление - причина для ухода. Хотя бы на время надо исчезнуть, причем без возможности контакта. Должно быть полное осознание у двоих, а был ли во взаимоотношениях Бог...
Это просто пример. "Список свободы" умеет замечательно писать каждый из нас. Тактичные люди пишут его в мыслях.
Я дал информацию для размышления.
#современная проза #мужской взгляд #взаимоотношения людей #любовь и дружба #культура общения