Морской устав, 1778 год.
Сегодня у нас на реставрации оказалась очень интересная книга. Точнее не книга, а официальный документ эпохи! Такие книги всегда были в деле и не пылились на полке. По состоянию переплёта видео, что ей пришлось пережить немало приключений на своём веку. Нам предстояло дать книге новую жизнь. Мы не только отреставрировали все листы, но и восполнили утраченные вклейки. Переплёт разработали новый с использованием элементов эпохи издания Устава. Более подробно с работой над книгой можно познакомиться в видео в конце стать
«Морской устав» по праву считается детищем Петра I. Но сам прообраз будущего документа появился еще в царствование Алексея Михайловича и был составлен голландцем Д. Бутлером (он также был капитаном первого отечественного фрегата). Впоследствии устав был утерян, и Петру Алексеевичу пришлось начинать все с чистого листа.
После известной фразы «Морским судам быть!», возникла острая необходимость создания документа, приводящего в единый порядок все стороны флотской жизни. Так были созданы первые 15 статей будущего Устава. Но военный флот быстро совершенствовался – появились парусные суда с мощной артиллерией, простых инструкций для командиров было уже недостаточно.
Известно, что в разработке Морского Устава при Петре I принимало участие большое количество людей. Например, люди, отправленные за границу для изучения морских дел, были обязаны вникать во все тонкости и передавать их императору!
На основе полученных данных Петр I лично составлял артикулы, приводил в систему разрозненные материалы и излагал их на бумаге в виде отточенных и ясных формулировок. В 1710 году вышел новый переработанный и дополненный вариант документа из 63 статей, в которых более полно освещались вопросы, связанные с несением корабельной службы. Но и этот свод правил не полностью охватывал деятельность военно-морского флота. Петр I уделял этому Уставу по 14 часов в сутки!
Свой труд он завершил в 1720 году. Значительная часть Устава отводилась перечню различных подразделений флота, с указанием входящих в них кораблей.
Однако наиболее интересный и объемный раздел был посвящен штрафам. Предусмотренные в нем наказания поражают жестокостью, которые соответствовали нравам того времени. Помимо денежных штрафов, применялись и разные формы телесных наказаний. Например, в широком употреблении были расстрелы по приказу капитана корабля, а также килевание – протаскивание преступника под днищем судна, что в большинстве случаев приводило к его смерти.
Морской устав просуществовал без изменений вплоть до 1797 года и за этот срок издавался восемь раз. Лишь на следующий год после воцарения государя Павла I он вышел из употребления и был заменен новым, более полным и развернутым документом. Кроме изменений, ставших следствием технического совершенствования боевых кораблей, в нем нашел отражение более рациональный подход к тактике ведения морского боя, заимствованный у тогдашних кумиров нового самодержца – адмиралов британского флота.
Реставрируя подобные документы, мы воскрешаем память о великих деятелях и больших изменениях в нашей истории.
Вашим книгам и фото нужна помощь? Приглашаем Вас в нашу мастерскую!
Подписывайтесь на нас в: 👉 Instagram 👉 YouTube 👉 Facebook 👉 Telegram