Существует множество различных теорий, которые составляют основу понимания человеческого поведения.
Как и многие конструкции, используемые в психологии, теория на самом деле является моделью. Это способ понять динамику и спрогнозировать реакцию людей на основе уровня привязанности к основному опекуну на самых ранних этапах жизни. Теория привязанности не является общей, а скорее конкретной по своему охвату. В ней точно говорится о том, почему некоторые люди по-разному реагируют на стресс, угрозу или разлуку с близкими.
Ранний период жизни
Ключевым направлением теории привязанности является потребность ребенка, младенца, привязаться хотя бы к одному основному человеку в его жизни, чаще всего это мать.
Но это может быть и отец, и другой член семьи или даже приемный родитель. Важно то, как взрослый может взаимодействовать и обеспечивать комфорт и безопасность младенцу.
Возможны разные типы отношений. Самая здоровая привязанность для младенца и ребенка - это взрослый, способный обеспечить поддержку, безопасность и одобрение, а также создать предсказуемость в отношениях.
Например, если ребенок плачет, а главный опекун успокаивает, держит или кормит ребенка, ребенок узнает, что взрослый - безопасный человек. Кроме того, когда опекун рассматривается как надежный, стабильный и надежный якорь для младенца, он с большей готовностью пробует новые вещи, исследует и ощущает, как межличностные отношения работают в здоровой динамике.
Когда родитель или опекун непредсказуем и сообщает младенцу смешанные сообщения, привязанность все равно формируется, но она совсем другая. По мере взросления у ребенка может развиться тревожная или избегающая привязанность, или даже полное отсутствие привязанности к опекуну.
Эти дети, как правило, менее уверены в себе, поскольку не видят в родителях источника поддержки в своей жизни. Кроме того, у этих детей часто не удовлетворены эмоциональные потребности в привязанности, они, как правило, больше сосредоточены на внутреннем, чем на внешнем.
Мэри Эйнсворт, одна из разработчиков теории привязанности, сосредоточила внимание на различии в поведении детей с сильной или слабой привязанностью к опекунам.
Детей с сильной привязанностью можно было разлучить и сохранить спокойствие, поскольку они доверяли тому, что опекун вернется. Дети со слабой привязанностью не обладали этой уверенностью и очень быстро становились расстроенными и плачущими, даже когда опекун возвращался.
Что это значит?
Важно понимать, что теория привязанности - это не диагноз, а, скорее, модель понимания того, как формируются межличностные отношения. Дети с сильной привязанностью, как правило, обладают большей уверенностью и безопасностью, в то время как те, у кого ее нет, менее защищены и больше озабочены отношениями.
Теория привязанности может формировать будущие отношения, но не определяет их строго. Люди могут приобрести более эффективные навыки межличностных отношений в детстве, подростковом и взрослом возрасте, даже если у человека не было надежных отношений с родителем в раннем возрасте.
Благодарю за прочтение статьи. Оставляйте свои комментарии, вопросы, делитесь личным опытом. Читайте другие стать моего канала здесь и вот здесь. Успехов, друзья!!!