Найти тему
Крымские иZвестия

Договорённость о цене — инструмент хлипкий

Летом тема непрестанно растущих цен на продукты чуть утихает. Щедрые российские огороды дают урожай, хозяйки массово переходят на овощные соте, рагу, лечо. В жару пропадает аппетит. В общем, дискуссионная повестка дня меняется.

Но не в этот раз. Ритейлеры предупредили покупателей об августовском подорожании хлеба и муки, канцелярских товаров, бананов и не пообещали снижения цен на пресловутые свёклу-морковь, картошку, растительное масло, крупы и сахар, молочку. Уже набравшая агитационный предвыборный разгон партия «Единая Россия» взяла под патронат хотя бы борщевой набор, выказав намерение договориться с сетями о его большей доступности для рядовой российской семьи. Вплели свой голос в общий хор и губернаторы, прибегнув к старому испытанному способу наложения моратория на стоимость социальных товаров и взыванию к совести производителей.

фото: Дмитрий Лицов
фото: Дмитрий Лицов

Между тем жизнь показывает, модель договорённостей в данном случае ой как ненадёжна. Вспомните, как негодовал нынешней зимой президент, как усиленно вытягивались в струнку региональные чиновники, рапортуя, что сахар теперь стоит максимум 46 рублей килограмм, а литр постного масла — 110. Продержались «договорённости» пару недель. А потом законы рынка взяли своё.

— Ты пойми, — объясняет владелец небольшого дойного стада, по понятным причинам не желающий назвать имя и фамилию, — я сдаю молоко переработчику по 22 рубля за литр. В супермаркете ты его покупаешь по 86 рублей за 900 миллилитров. Неужели завод на пастеризацию и охлаждение тратит втрое-четверо больше, чем я? Исключено. Значит, в цене «сидят» сверхдоходы и длинная цепочка перекупщиков. Что толку уговаривать производителей и торговцев? Надо ломать лишние звенья в доставке товара с поля до прилавка.

Он прав. Я на днях купила пакет молока, попавшего в местную сеть из города Бийска Алтайского края. Спрашивается, зачем гонять банальный продукт через всю Россию, за тысячи километров? Его что, в Крыму не могут произвести? Вообще меня поражает, что у проблемы с длинной «бородой» нет виноватых. Власть заверяет о договорённостях с бизнесом, Минсельхоз — об отсутствии причин для «разгона» цен, молокозаводы жалуются на «золотую» упаковку и заоблачную стоимость оборудования, транспортные компании — на дорогой бензин, торговля приводит свои резоны. А итог один — старушка-пенсионерка стоит перед полкой с кефиром и предаётся философическим размышлениям, понимая, что даже однопроцентный она позволить себе не может!

Прочла пространное интервью с экспертом в ценообразовании Алексеем Кореневым. Он твердит, как мантру, — надо холить и лелеять бизнес, создавать для него максимально комфортную среду. Закрываю глаза и вижу этот самый «бизнес» толстым мальчишом-плохишом, заглатывающим банки варенья и пачки печенья. С какой стати государство должно ходить в виноватых перед предприимчивыми людьми, осознающими, что работают в зоне повышенного риска? Прогорел, не пошло дело — ищи другую нишу. У нас 20 миллионов граждан живут за чертой бедности. Есть куда направить поток социальной поддержки.

Много дельных советов приносит редакционная почта. «Крымскому губернатору надо установить единую торговую наценку для сетей — не более 15%». Это пожелание Николая Юрченко из Воронежа. «Сетевики ноют, мол, выручка упала, мы в убытках, дайте денег из государственного кошелька, иначе мы выбросим на улицу десятки тысяч безработных. Продавайте продукты дешевле, не доводите их до просрочки, не выбрасывайте на свалки. И выручка не упадёт». Это размышления пенсионерки Элины Николаевны из Алушты. «Продукты дорожают, хотя делают их из костей, бумаги и химических порошков. Цены же ставят такие, будто в колбасе — сплошная парная телятина. Надо усилить контроль за качеством». Это крик души евпаторийки Марины Свиридчук.

Мы, журналисты, по мере возможностей доносим «глас народа» до чиновничьих ушей. Но толку — чуть. Слишком много нитей в ценовом узле. Тем не менее хотите прогноз? Здесь не надо быть Нострадамусом. Ежегодно повторяется примерно один и тот же сюжет. До середины сентября продукты чуточку подешевеют, с октября начнётся рост, который достигнет пика перед новогодними праздниками. И пока ничто не предвещает смены этой парадигмы.

Ирина ИВАНЧЕНКО