Об одном из основоположников отечественной практической космонавтики Сергее Павловиче Королеве снято много художественных и документальных фильмов. Но первым в памяти сохраняется фильм Даниила Храбровицкого "Укрощение огня", вышедший на экраны в 1973 г.
Даниил Храбровицкий, бывший журналист "Пионерской правды" и "Комсомольской правды", окончивший Высшие сценарные курсы, ученик Е. Габриловича, всю свою не очень долгую жизнь в кино писал сценарии и снимал фильмы о героях, которые, " как факелы, они освещают путь в будущее, горят ярко и потому быстро сгорают". Это ученые-вирусологи из "Четверо", физик Гусев из " 9дней одного года", летчик Астахов из "Чистого неба", лейтенант П. П. Шмидт из "Почтового романа". Храбровицкий обладал прекрасным чувством формы и обостренным чувством драматургии.
"Укрощение огня" - второй фильм, который Д.Храбровицкий снял как режиссер. Снял по собственному сценарию. Фильм охватывает период 20-70-х годов прошлого века и его главным героем является Андрей Ильич Башкирцев, в чьем образе зритель безошибочно угадывает Сергея Павловича Королева. Фильм посвящен жизни одного из главных создателей практической космонавтики в нашей стране.
В своем первом режиссерском фильме "Перекличка" Храбровицкий уже затрагивал тему космоса. В одной из новелл фильма рассказывается о первом полете в космос человека. Первого космонавта играет Олег Стриженов.
С одной стороны космические достижения и космонавты в СССР были самой популярной темой, а с другой всю космическую отрасль окружала завеса самой строго секретности. Кроме космонавтов широкие массы не знали ни одного из создателей космической и ракетной техники. Поэтому Храбровицкий не мог назвать героев фильма своими именами.
Так же, как и имя одного из консультантов фильма, заместителя Королева по системам управления Б. Е. Чертока, скрыто под псевдонимом Костюк. Второй консультант по космической технике, один из ведущих советских конструкторов ракетных двигателей, Герой Социалистического Труда А.М. Исаев, указан в титрах под своим именем, так как к моменту выхода фильма он уже скончался.
Фильм начинается с авторского текста.
Быть может, не все, о чем мы собираемся рассказать, было именно так в действительности. Это не хроника и не протокол. Но подлинными являются чувства, мысли, поступки людей и события, которые принадлежат уже истории.
Затем показывают подготовку к запуску новой ракеты. Это новый этап в ракетостроении. Совершенно новая конструкция. Запуск срывается. Главному конструктору предлагают еще раз проверить работу систем ракеты. Главный конструктор не согласен с этим и летит с космодрома в Москву. По дороге умирает. В этом прологе полная аллюзия на советскую суперракету Н-1, которая должна была доставить на Луну советскую лунную экспедицию.
Но Королев умер и не сумел доработать ее, а потом американцы опередили нас, и когда ракету все-таки доработали, то лунная экспедиция была уже не актуальна. Все ресурсы были брошены догонять американцев- на создание советского аналога американского космического челнока. Челнок мы сделали к 1988 году, но практического применения ему не нашлось. А потом и страна развалилась."Буран" сделал всего лишь один полет.
"Укрощение огня" практически эталонный образец именно художественного фильма по мотивам реальных событий. Строжайшая секретность всего, что касается технической стороны дела, засекреченность ученых и конструкторов, вынуждала сосредоточиться на процессе творческой работы создателей космической техники.
Если назвать главных героев своими именами, то необходимо будет придерживаться во всем и реальных событий. А это невозможно по причинам секретности. Поэтому даже рассекреченный Сергей Павлович Королев назван Андреем Ильичем Башкирцевым.
Командующий Ракетными Войсками Стратегического Назначения, главный маршал артиллерии Митрофан Неделин, погибший страшной смертью 24 октября 1960 при взрыве на стартовой площадке готовящейся к запуску ракеты, носит в фильме фамилию Головин.
Секретарь ЦК КПСС, будущий министр обороны СССР, Дмитрий Федорович Устинов, назван Логуновым.
А создатель ракетных двигателей, на которых полетели в космос королевские ракеты с первым искусственным спутником Земли и Юрием Гагариным, академик В.П. Глушко носит фамилию Огнев.
В жизни между Королевым и Глушко были очень сложные взаимоотношения, связанные именно с созданием ракеты Н-1, так как Королев отказался от использования на ней двигателя Глушко, который был бы создан к 1966 году, и мы были бы первыми на Луне. Но в фильме Башкирцев и Огнев ближайшие друзья и единомышленники.
Все упреки консультантов о том, что такого в реальности не было, Храбровицкий очень легко парировал тем, что снимает художественный, а не документальный фильм. Для документальной достоверности есть студии кинохроники. Зритель должен видеть в людях, творящих историю, героев добрых, отзывчивых, высокой духовной культуры, а не холодных технократов.
– Вы со мной постоянно спорите потому, что знаете, как было на самом деле. Я вовсе не обязан благоговейно относиться к действительным характерам и биографиям. Герои фильма мои, а не ваши, и зритель мне поверит потому, что этих героев он полюбит. Я сознательно идеализирую людей, хочу, чтобы они такими были. Это не должны быть отлакированные идеалы, но зритель должен полюбить каждого из моих героев. Злодеев, предателей, палачей, проституток, шпионов в нашем фильме не будет. Я восхищаюсь вами всеми такими, какие вы есть, но хочу сделать вас еще лучше.
Центральная фигура фильма - главный конструктор Андрей Башкирцев. Это, на мой взгляд, лучшая роль Кирилла Лаврова. Сергей Павлович Королев мог бы быть и военачальником, и министром. и Председателем Правительства. Это был прирожденный лидер, своей невероятной энергетикой и силой воли, заставляющий людей работать. И в то же время романтик. Только романтик мог поверить в то, что в нищей и голодной стране в этой пятилетке начнутся межпланетные полеты, и попытаться осуществить свою мечту.
И логическая вершина всего фильма - прием в Кремле по случаю полета Гагарина. Башкирцев говорит тост. Сегодня многим этот тост может показаться очень пафосным, заидеологизированным, образцом "коммунистической" пропаганды. Но для тех людей это были самые простые и ясные слова из самого сердца Они победители. Они сделали в своей жизни невозможное. И Лавров очень убедителен и естественен в этой сцене.
Тогда еще была жива Марья Николаевна – мама Королева. При встрече она сказала Лаврову: "Знаете, вы совсем не похожи на Сережу внешне, но когда я видела вас на экране, мне хотелось крикнуть «Сережа!"
Товарищи, — сказал он, и голос его задрожал. — Я хочу выпить за нас... Не за кого-либо персонально, а за миллионы и миллионы нас, имя которым — народ! Человечество вступило в космический век. Оно шагнуло в иную эпоху, и мост для него перекинули мы... Те самые мы, которые мерзли по Магнитогорскам, лопатами строили Днепрогэс и Турксиб, хлебали и голод и холод, отстояли Москву и ворвались в Берлин! Я оглядываюсь на свою жизнь — чего только в этой жизни не было! Но я счастлив, что родился на этой земле и всегда был вместе с моим народом! Пройдет каких-нибудь двадцать лет, и в космос станут летать по профсоюзным путевкам, люди достигнут ближайших планет — Луны, Марса, Венеры... Возможно, мы с вами не доживем — доживут дети. Но никто никогда не повторит того, что было совершено нами. Мы были первыми — и останемся ими уже на века! А это так трудно — быть первыми... Давайте выпьем... — он помолчал, — за нашу Родину, которую в мире называют Россией... За нашу партию... За наш прекрасный народ... За первую нашу Страну Советов!.. Членкоры и академики — комсомольцы 30-х годов, и слезы стояли у них на глазах...
Консультанты предлагали включить хотя бы намек на те репрессии, которым были подвергнуты Королев и Глушко. На что им ответили, что воспоминания о репрессиях не имеют ничего общего с задачами фильма. С задачами показать великий творческий подвиг советских ученых.
Но вот в 2007 г. в современной России сняли фильм под названием "Королев". Все герои носили свои подлинные имена. И что, фильм с документальной точностью рассказал о становлении советской космонавтики, которая изобилует такими поворотами сюжетов, что ни один сценарист не придумает? Нет, это фильм именно о как в 1938-1940 г.г. Королев был необоснованно репрессирован и отправлен отбывать 10 лет на Колыму. И кто-нибудь помнит этот фильм? А осужден он был за то, что
В 1936 году вел разработку пороховой крылатой торпеды; зная заранее, что основные части этой торпеды - приборы с фотоэлементами - для управления торпеды и наведения ее на цель, не могут быть изготовлены центральной лабораторией проводной связи, Королёв с целью загрузить институт ненужной работой усиленно вел разработку ракетной части этой торпеды в 2-х вариантах.
В результате этого испытания четырех построенных Королёвым торпед показали их полную непригодность, чем нанесен был ущерб государству в сумме 120 000 рублей и затянута разработка других, более актуальных тем .
В 1937 году при разработке бокового отсека торпеды (крылатой) сделал вредительский расчет, в результате чего исследовательские работы по созданию торпеды были сорваны.
Искусственно задерживал сроки изготовления и испытания оборонных объектов.
То есть за научную работу, которая при имеющейся в то время технической базе не могла завершиться успехом. Следствие посчитало это вредительством. Реабилитирован Королев был лишь в апреле 1957 г., при этом он уже был Героем Социалистического Труда. Вот такие парадоксы советской эпохи.
Очень понравился "Укрощение огня" Дмитрию Федоровичу Устинову. Ведь там была показана руководящая и направляющая роль партии в лице секретаря ЦК КПСС Логунова. Устинов же не мог не узнать самого себя. Крепко жал руку. Обращаясь к консультантам сказал:
– Чувствуется ваше влияние. О таком оборудовании в бункере мы пока только мечтаем. Спасибо, что подсказали, значит уже есть макет. А вот при жизни Королева мы помирить его с Глушко не смогли. Если бы они были такими друзьями, как Башкирцев с Огневым, многое у нас пошло бы по-другому.
Художественное воздействие фильма на главных участников создания советской практической космонавтики было очень сильным. Алексей Михайлович Исаев так выразился :
Знаете, Даниил Яковлевич, – обратился после просмотра Исаев к Храбровицкому, – вам удалось на экране настолько убедительно показать процесс «укрощения огня», что я сейчас волновался и переживал сильнее, чем когда находился на полигоне при реальных пусках. Даже реальные аварии меня трогали меньше потому, что я не волновался за свою судьбу так, как сегодня за судьбу ваших героев.
Вот таким получился этот художественный фильм, в котором нельзя было назвать своими именами главных героев, нельзя было с документальной точностью показать реальные события. Но это как раз тот случай, когда вымысел создает впечатление подлинности и достоверности показанных событий.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.