Художник Иван Иванович Шишкин вывел жанр пейзажа на высочайший уровень, прославив удивительную красоту русской природы.
В Елабуге сохранился двухэтажный особняк Шишкиных с балконом и террасой. Здесь прошли детство и юность знаменитого художника-пейзажиста.
Интерьеры на первом этаже воссозданы по старым фотографиям, рисункам и воспоминаниям потомков Шишкиных, а многие экспонаты музея в свое время принадлежали членам этой большой семьи.
На втором этаже дома-музея выставлены подлинные работы Ивана Ивановича Шишкина. Есть здесь даже самая ранняя из его сохранившихся картин под названием «Жатва», которую Шишкин написал в 16 лет. Ее совершенно случайно обнаружили в 70-х годах прошлого века под деревянным полом комнаты на втором этаже во время реставрационных работ в здания музея.
Дом, кстати, тоже имеет свою непростую историю. Когда-то он был одноэтажным. Но в 1850 году в Елабуге случился большой пожар, в котором сгорела почти половина города. Этот дом тоже сильно пострадал и его пришлось отстраивать заново. Иван Иванович сначала помог с проектированием, а потом наравне с другими возводил его стены и дворовые постройки, в том числе и высокую кирпичную «противопожарную» стену на границе участка, которую городские власти потребовали иметь каждому домовладению, чтобы впредь не допустить таких разрушительных пожаров.
На протяжении более ста лет, вплоть до 1937 года, в этой семейной усадьбе жили потомки клана Шишкиных – сестра художника Анна Ивановна, а потом её дети и внуки. Одна из внучек Анны Ивановны безвозмездно передала особняк государству, с условием, что в нем будет создан музей художника.
Я очень люблю посещать такие места. Ведь здесь можно ощутить ту непередаваемую атмосферу, в которой жили наши великие соотечественники, которые своим талантом и трудом прославили Россию и свою малую родину. Ведь именно окрестности Елабуги вдохновили будущего художника запечатлеть на своих картинах русскую природу, порой совсем не грандиозную, а душевную и тихую, мимо которой многие проходят, даже не заметив. А Шишкин видел эту красоту и открыл её нам.
Глядя на его яркие жизнерадостные полотна, трудно поверить, что художник прожил очень непростую жизнь. Сколько трагедий он перенёс, но не утратил своего мастерства и любви к жизни.
С раннего детства отец Ивана Шишкина, известный в городе купец и общественный деятель, заметил страсть мальчика к рисованию и поддержал его желание стать художником. Очень разносторонний человек, Иван Шишкин-старший хотел дать сыну хорошее образование и в 12 лет отправил его в Первую казанскую гимназию. Но точные науки нагоняли тоску на юного Шишкина, а вот искусство вызывало огромный интерес. Гимназию он бросил после окончания 5 класса и вернулся в домой. Все родные, кроме отца, не одобряли его увлечения рисованием, поэтому он тайно рисовал по ночам.
Однажды в Елабугу по приглашению отца приехали московские живописцы, чтобы расписать иконостас Спасского собора, который находился неподалёку от дома Шишкиных.
От иконописца И.А. Осокина он узнал о Московском училище живописи и ваяния и решил поступить в него, чтобы стать профессиональным художником. С большим трудом, но отец всё-таки позволил ему уехать в Москву.
В 1852 году 20-тилетний Шишкин поступает в Московское училище живописи и ваяния в класс художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Уже тогда он мечтал как можно более реалистично изображать природу и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа. Вскоре его рисунки стали знамениты среди сокурсников и преподавателей, ведь даже обычные поле, лес и река у него получались такими красивыми, как в Швейцарии.
Окончив училище в 1856 году, Шишкин поступает в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где его выдающиеся способности получили дальнейшее развитие и привели к обретению собственного стиля. Летом 1858 года он с двумя сокурсниками отправился на остров Валаам, где в мельчайших подробностях изучал суровую природу севера, изображал стволы деревьев, травы, мхи, мельчайшие листья. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль.
В 1860 году Шишкин окончил академию с большой золотой медалью, полученной им также за виды Валаама, и отправился на 4 года продолжать обучение в Европе как стипендиат Академии. Пейзаж «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», наполненный воздухом и светом, принес ему звание академика. После заграничных путешествий Шишкин вернулся в Петербург, где присоединился к Санкт-Петербургской артели художников-передвижников.
В 1868 году Шишкин женился на старшей сестре его ученика и друга, пейзажиста Федора Васильева — Евгении. На тот момент Шишкину было уже 36 лет, а его избраннице – 21 год. Художник очень любил ее и родившихся в браке детей, не мог надолго уезжать из дома. Шишкин превратился в нежного отца, чуткого мужа и радушного хозяина, в доме которого постоянно бывали гости. Евгения Александровна была простая и хорошая женщина, и года ее жизни с Иваном Ивановичем прошли в тихой и мирной работе. Но, к сожалению, они прожили вместе всего 6 лет.
В 1872 г. у художника началась черная полоса в жизни: сначала умер его отец, потом – маленький сын Владимир. От чахотки скончался брат жены Федор, с которым Шишкин был очень дружен. А на следующий год болезнь забрала и любимую жену. Спустя еще год умирает сын Константин. У художника осталась только дочь Лидия. Шишкин замкнулся в себе, его характер стал портиться. Он стал чаще выпивать, из-за чего многие близкие и друзья перестали с ним общаться. О том периоде он вспоминал с ужасом: «Белый свет померк, все, как в черно-белой гравюре, лишилось цвета».
Спасла его живопись, привычка к труду и родная Елабуга. Преодолевая себя, он продолжал писать картины, которые обретали популярность, участвуя в передвижных выставках. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.
А в 1880-х Шишкин женился второй раз на своей ученице – красавице Ольге Лагоде. Это была очень талантливая женщина, которая, к сожалению, скончалась через год после их свадьбы.
Через полтора месяца после рождения дочери Ксении, Ольга скоропостижно умерла от воспаления брюшины. Сестра Ольги Виктория заменила новорожденной мать. Она жила в семье Шишкина, заботясь и о племяннице, и о его дочери от первого брака, и о нем самом до последнего дня.
А художник снова ушел с головой в работу, которая позволяла ему забыться. Он упорно стремился поймать и запечатлеть ускользающую красоту природы, экспериментировал с сочетаниями разных кистей и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых оттенков.
В 1894 году Иван Иванович начал преподавать в Высшем художественном училище при Академии художеств. Ученики безмерно уважали Шишкина. Молодежь вдохновлялась его мастерством, а сам он в тот период «первым и лучшим» художником называл Валентина Серова.
В марте 1898 года Шишкина не стало. Ему было 66 лет, он не жаловался на здоровье и продолжал писать. В то утро он, как обычно, занимался с учеником и сам работал за мольбертом над новой картиной «Лесное царство». Неожиданно он вздрогнул, уронил голову на грудь, ученик бросился к нему, но было уже поздно – смерть наступила мгновенно. Прибывший врач констатировал разрыв сердца.
Художника похоронили на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге, но в 1950 году его прах перенесли вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
Так закончилась прекрасная и трагическая жизнь великого живописца, певца русской природы Ивана Ивановича Шишкина.