Продолжая тему сотрудничества со странами Африки, хотел бы остановится на еще одном немаловажном обстоятельстве. Мы прекрасно понимаем, что в большинстве государств континента нет средств, необходимых для оплаты услуг или оборудования, которые мы могли бы им предложить. Многие из них, в ущерб собственным экономическим интересам продолжают вести агрессивную внешнюю политику, причем потенциально их агрессия направлена, как правило, либо на соседние страны, либо на население анклавов внутри собственной страны и т.д. Данная ситуация в упрощенной форме легко объясняется колониальным прошлым, когда установленные колонизаторами границы делили по живому племена и народы. Имеется, конечно, и религиозный фактор. Думаю, что причины могут стать предметом отдельного рассмотрения и в каждом конкретном случае они не могут быть объяснены одинаково. Сейчас предлагаю рассмотреть следующий вопрос. Страны Африки, в подавляющем своем большинстве, доверяют российской военной технике, которую хорошо знают и вполне успешно используют. Значительная часть офицерского состава многих африканских стран обучалась в СССР и в России. Отвлекусь от основной темы. Мне рассказывали ангольские военные. Когда в ДРК вводились войска стран-членов САДК, после гибели Кабилы старшего, взаимодействие войск трех стран, а именно Замбии, Намибии и Анголы, учитывая, что в первых двух - основной государственный язык английский, а в Анголе - португальский, было организованно на русском языке. Как говорят, наши заокеанские «партнеры» сильно напряглись, думали, что это наша страна проводит в регионе какую-то масштабную военную операцию. Мне доводилось общаться с представителями организаций, которые профессионально решают вопросы поставок вооружений и военной техники за рубеж. Применительно к Африке они часто сетуют на то, что основным препятствием является недостаточность финансов у потенциальных покупателей. И вот тут хотелось бы вспомнить опыт России в середине девяностых – начале двухтысячных годов. Совместно с экспортером всей российской военной техники работала созданная при участии ряда крупнейших российских компаний структура, кажется она называлась Роспартнерство, или как-то так, которая решала вопросы оценки предлагаемых нашей стране минерально-сырьевых проектов в странах Африки в обмен на поставки вооружений. Ведь вектор этого начинания был определен верно. Так почему же данная схема не заработала? Вот это, пожалуй, самая интересная часть истории. Ни в коем случае не претендую на то, что именно я и только я это понял и владею истиной, изложу свое понимание, которое основано на длительном общении со специалистами всех сторон несостоявшегося процесса.
Задумка была правильной. Но она не учла одного. Как правило, в большей части африканских стран нет месторождений с подтвержденными запасами (ресурсами). Конечно, некоторые скептики могут возразить – а как же помощь Советского союза, посылавшего в Африку геологические экспедиции для подготовки данных о наличии тех или иных природных запасов? Да, геологи работали. Но в их задачу не входило доказывать запасы месторождений. Они составляли «геологическую карту» на основании которой можно было с большой долей уверенности сказать, что в таком-то месте есть залежи меди, золота, угля, платины, титана и пр… Причем, я видел отчеты, которые готовили наши советские геологи, во многих странах они хранятся в геологических архивах. Это очень качественно сделанная предварительная работа. Не более. Более того, я знакомился с архивом Зарубежгеологии. Представьте себе, в наш век «цифровизации» всего на свете, в этом архиве тонны бумажных отчетов из разных уголков мира! Причем, как утверждали «злые языки», значительная часть архива в период безвременья просто исчезла. Таким образом, исходных данных о том, что, взяв в обмен на оружие то или иное месторождение мы сможем вернуть необходимый объем средств – нет. Есть только предположение. Как быть?
Нисколько не сомневаясь в том, что продавать вооружение и военную технику выгодно и технически, и политически, и экономически, смею предположить, что нами не был сделан тот самый недостающий шаг – создание государственной структуры, которая могла бы взять на себя решение задачи проведения полной разведки месторождения с целью доказательства наличия запасов того или иного минерального сырья. Хотел бы подчеркнуть, что это, как мне представляется, должна быть государственная структура, финансируемая из бюджета, не исключая возможность привлечения и частного капитала, но, разделяя риски. В этом случае, мы могли бы продвигать продукцию нашего ВПК и, получая в обмен два-три месторождения обеспечивали бы оплату поставленной техники. Ведь любое месторождение с доказанными запасами – это уже товар, имеющий цену. Его можно предложить заинтересованным частным компаниям на конкурсной основе.
Я пытался озвучивать эту мысль на совещаниях разного уровня. Слышащих замечено не было. А ведь эта же схема могла бы быть использована и для поставок сугубо гражданской продукции, в сфере строительства и создания новых промышленных предприятий, либо энергетических объектов.