Здравствуйте.
Во время выступления в 1950 году в женском республиканском клубе Уилинга, в Западной Вирджинии, сенатор Джо Маккарти выступил с гневным обвинением. Размахивая листком бумаги, он заявил, что коммунисты проникли в Государственный департамент США.
«У меня в руке список из 205 человек - список имён, которые были известны государственному секретарю, как члены Коммунистической партии, и, тем не менее, они всё ещё работают и формируют политику в Государственном департаменте», - сказал он.
Никто в Республиканской партии не ожидал, что эта речь попадет в заголовки газет. Не зная о содержании высказываний Маккарти, группа отправила его в Уилинг в рамках общенационального празднования дня рождения Авраама Линкольна, что свидетельствовало о низком статусе сенатора. Но эта речь принесла ему славу лидера антикоммунистического движения, которое стало известно как «Красная паника».
Начиная с конца 1940-х годов в США нагнеталась обстановка искоренения коммунистов и их сторонников. Использовались утверждения, которые часто основывались на незначительных доказательствах или откровенной лжи. Глубоко разрушительная, «Красная паника» не только разрушила жизни, судьбы и карьеры, но и подтолкнула страну к эпохе сплетен и паранойи. Права личности были растоптаны в интересах национальной безопасности.
Маккарти умело "вклинился" в этот процесс и манипулировал соотечественниками, которых зомбировали фактом нарастающей угрозы со стороны СССР, превратившейся в ядерную державу, и Китая, ставшего на путь строительства социализма. Это был напряженный момент и появление Маккарти как демагога и манипулятора скорее - закономерность, нежели - случайность.
Хотя опасения Маккарти по поводу "Красной угрозы" были явно преувеличены, неясно, насколько американские коммунисты представляли угрозу для правительства США. Небольшое количество вероятных советских шпионов, таких как Элджер Хисс, было раскрыто во время «красной паники»; однако периодом расцвета американского коммунизма были 1930-е годы, а к 1947 году правительству США было незачем беспокоиться о честности своих служащих.
Сказать, что Маккарти был единственным, кто развязал эту антикоммунистическую истерию, упрощает картину. «Красная паника» имела поддержку во всех трех ветвях власти США. На законодательном уровне Постоянный подкомитет по расследованиям, под председательством Маккарти, и Комитет палаты представителей по антиамериканской деятельности (HUAC) проводили в Конгрессе допросы людей, подозреваемых в коммунистических взглядах или симпатиях. Глава исполнительной власти – президент Гарри Трумэн, администрацию которого обвиняли в «мягком отношении к коммунизму», учредил «советы лояльности», оценивавшие федеральных служащих на благонадёжность. Между тем, Верховный суд США поддержал политику «Красной паники», в том числе закон, запрещающий учителям-коммунистам из государственных школ Нью-Йорка выполнять свои обязанности.
Это был феномен, доминировавший в американской внутренней политике, в котором участвовали основные либеральные организации, такие как университеты, киностудии, местные органы власти. Именно это сотрудничество сделало его таким мощным.
Независимо от мотивов, репрессии имели побочный эффект удушения прогрессивной активности. Слушания подкомитета HUAC и Маккарти были известны своей предвзятостью. К делу были также подключены ФБР и Генеральный прокурор.
Эти слушания загоняли в тупик своих жертв таким образом, что даже молчание могло расцениваться как преступление. Самым известным делом HUAC была « Голливудская десятка», группа продюсеров, режиссеров и сценаристов, представленная комитету в 1947 году. После отказа отвечать на вопросы комитета, они были осуждены за неуважение к Конгрессу, приговорены к тюремному заключению и занесены в черный список Голливуда. Другие ответчики, которые заявили о своем праве по Пятой поправке против самообвинения, также подверглись остракизму. Если человек отрицал свою причастность к коммунистической партии, обвинение привлекало свидетеля из ФБР или бывшего коммуниста, который настаивал на том, что обвиняемый был коммунистом и лжесвидетельствует.
Чтобы избежать тюрьмы и сохранить работу, люди были вынуждены скрывать свою личную жизнь и взгляды.
По мере того, как эта паранойя разрасталась в американском обществе, все, от ученых до докеров, подвергались критике. Агенту ФБР достаточно было подойти к руководителю колледжа или университета и передать ему список предполагаемых коммунистических связей преподавателя, и этот профессор мог быть уволен тут же.
Для более чем ПЯТИ МИЛЛИОНОВ федеральных служащих, которые столкнулись с подозрениями в ходе проверок на лояльность, клеймо коммуниста могло превратить их в изгоев, перекрыв все пути к трудоустройству. А Юлиус и Этель Розенберг, признанные виновными в заговоре с целью совершения шпионажа, были приговорены к электрическому стулу и поплатились своей жизнью.
Предсмертный звон "красной паники" наступил, когда Маккарти обвинил армию США в укрывательстве коммунистов, что привело к серии транслируемых по телевидению судебных процессов, в ходе которых простые американцы смогли разоблачить тактику запугивания сенатором своих жертв. Кроме того, Верховный суд начал отмену обвинений против физических лиц по процедурным причинам. Это, в сочетании с популярностью армии как института, дало обществу повод подвергнуть сомнению намерения и ярость антикоммунистического движения.
В конечном итоге Маккарти был осужден Сенатом и умер в 1957 году от проблем со здоровьем, которые, вероятно, усугубились алкоголизмом. Однако антикоммунистические подозрения сохранялись. В 60-е годы людей продолжали преследовать и сажать в тюрьмы за то, что они были коммунистами; даже сегодня такие ярлыки, как «социалистический», используются для запугивания либеральных политических структур.
США по-прежнему приносят в жертву демократические принципы под предлогом защиты демократии. Яркий пример - Закон о патриотизме - закон, принятый после 11 сентября 2001 года, который расширил возможности правительства по слежке за американскими гражданами, якобы для борьбы с терроризмом.
Для меня в принципе непонятно, как и за какие "доблести" США в НАШЕЙ стране признали "светочем" всего, чего только можно. Полицейское государство, машущее дубинкой направо и налево, не взирая "на лица"... США и СВОИХ соотечественников не считает за полноценных граждан (впрочем, уж в этом РФ точно не отстаёт).
И это современность, т.е. то, что произошло менее ста лет назад, а если мы углубимся в историю...
P.S. Спасибо.