Найти тему

Как Олдос Хаксли предсказал будущее

В этот день 127 лет назад родился писатель Олдос Хаксли автор романа-антиутопии «О дивный новый мир».

В этот день 127 лет назад родился писатель Олдос Хаксли автор романа-антиутопии «О дивный новый мир».

Главная ценность этого произведения состоит в том, что в отличие от романа-антиутопии «1984» Джорджа Оруэлла, в котором автор описал прошлое, Хаксли в своем романе предсказал будущее. Культ потребления и отсутствие моральных принципов, дети из бутыли, никакой романтической любви, осознанный уход от осознанности в развлечения и наркотики. При внешнем счастье люди на самом деле несчастны и одиноки. Как точно Хаксли почти 90 лет назад (не без помощи учения Фрейда) предвидел, в каком направлении будет развиваться мир. Демисексуалы являются частью ЛГБТК+ комьюнити, т.е. они в современном обществе не относятся к подавляющему большинству.

Со временем Хаксли понял, что его роман оказался пугающе пророческим и в 1945 году написал: «О дивный новый мир» «до ужаса актуален в данный момент и обнаруживает все признаки того (если мы не взорвёмся и не разлетимся на куски за это время), чтобы стать буквальной реальностью в течение жизни следующих двух или трёх поколений». Хаксли порассуждал на эту тему в своей книге «Возвращение в дивный новый мир». В этой книге он рассматривает вопросы перенаселения, подсознательного воздействия и наркотиков.
Кстати, Олдоса Хаксли всегда интересовало состояние измененного сознания, и он мечтал изобрести идеальный наркотик, видимо что-то наподобие сомы «Сомы грамм – и нету драм». В 1953 году он даже принял участие в эксперименте по исследованию влияния на человеческое сознание психоделика мескалина. Он отразил этот опыт в эссе ««Двери восприятия».

Удивительно, как в романе «О дивный новый мир» Дикарь, воспитанный Шекспиром и аборигены индейской резервации, т.е. местности, «где, вследствие неблагоприятных климатических или геологических условий не окупились бы расходы на цивилизацию» оказывается намного благороднее и выше цивилизованных людей.

Как он, влюбившись в Линайну, пытается объяснять ей, что хочет совершить что-нибудь, чтобы показать, как сильно он ее любит, в то время как она пришла его соблазнить.

«О, вы так совершенны (приоткрыв губы она стала наклоняться к нему), так совершенны и так несравненны (ближе, ближе); чтобы создать вас, у земных созданий взято все лучшее. – (Еще ближе) Дикарь внезапно поднялся с колен. – Вот почему, - сказал он, отворачивая лицо, - я хотел сперва совершить что-нибудь… Показать то есть, что достоин вас. То есть, я всегда останусь недостоин. Но хоть показать, что не совсем уж… Свершить что-нибудь. – А зачем это необходимо… - начала и не кончила Линайна. <…> - В Мальпаисе, - путано бормотал Дикарь, - надо принести шкуру горного льва, кугуара. Когда сватаешься, то есть. Или волчью. – В Англии нет львов, - сказала Линайна почти резко».


Линайне, как и всем цивилизованным внушали то, что «каждый принадлежит всем остальным». В их цивилизованном мире все только «взаимопользовались» друг с другом.

Вот это было самое пророческое. В современном мире многие женщины себя настолько обесценили, что им и не нужно, чтобы их добивались и совершали подвиги ради них.

«Точно речь о бараньей котлете, - скрипнул зубами Бернард. – «Не отведал, отведаю». Как будто она кусок мяса. Низводят ее до уровня бифштекса… <…> А хуже всего то, что она и сама думает о себе как о куске мяса».

И в современном мире многие люди полигамны. Я не понимаю полигамных людей, по мне они даже не как животные, они хуже животных, т.к. животными движет инстинкт размножения, а человеком просто скука.
Человек полигамен, а человек разумный моногамен.

Странно, что многие добровольно размениваются.

«- Представьие себе воду в трубе под напором. – Студенты представили себе такую трубу. – Пробейте в металле отверстие, - продолжал Главноуправитель. – Какой ударит фонтан! Если же проделать не одно отверстие, а двадцать, получим два десятка слабых струек».

И вместо фонтана чувств, получают двадцать слабых струек.

Бернард в этой истории самый неоднозначный персонаж. Может показаться, что он не такой как все, и что ему действительно небезразлична Линайна. Он вроде хотел бы с ней просто бродить и говорить вдвоем, не хотел торопить события, а наоборот «застопорить порыв, отложить исполнение желания», чтобы «познать страсть» и «испытать сильное чувство».
На самом деле выясняется, что таким он был только потому, что он хоть и альфа-плюсовик (высшая каста), но он был невзрачный, щуплый и на восемь сантиметров ниже, чем определено стандартом для альф, а «Низкорослость – типичный мерзкий признак низших каст». И у него проскакивали мысли: «Мне бы иметь столько девушек и так запросто». А когда он обрел благодаря Дикарю популярность и влияние, он стал таким как все. И хвастался, что за неделю у него было шесть штук девушек. Но когда Бернард не смог больше использовать Дикаря, дамы были в обиде, что они «под ложным предлогом» проводили время с «жалким субъектом» с «человечком с тельцем гамма-минусовика».

В Предисловии для издания своего романа в 1946 года Хаксли писал, что если бы решил сейчас переписывать книгу, то «между утопической и первобытной крайностями легла бы у меня возможность здравомыслия».