Чтобы кто не говорил и не думал, а шпаргалка на экзамене - это великое изобретение человечества. Я вот их писал практически к каждому экзамену как в школе, так и в ВУЗе. Правда, воспользовался всего один раз. Успешно. Но это уже совсем другая история.
А научила меня этой премудрости моя мама. Она была училкой и знала, что и как надо делать. Она утверждала, что сама ВСЕГДА их писала. Это оказалось лучшим способом подготовки практически к любому экзамену.
А и в самом деле:
- она должна быть очень краткой, а в некоторых случаях может быть только одно слово или год, или формула. Любое определение – уже слишком длинно, но можно свести к родовому понятию и это будет хорошей подсказкой.
- она должна быть УДОБНОЙ для тайного, незаметного использования. Что является самым сложным в деле шпаргаловедения.
- она должна быть только о том, в чем сомневаешься или знаешь не твердо, или все время забываешь (иногда происходит вытеснение знания, это один из любимых терминов психологов). Если совсем не знаешь, то и шпаргалка не поможет. Если уж не в «зуб ногой», то … «не в зуб ногой»!
В общем, одно дело иметь свою шпору, и совсем другое ею воспользоваться. И уж совсем другое – воспользоваться чужой, написанной кем-то, но не самим. Тут могут быть казусы, о чем много свидетельств в школьном (и не только) фольклоре.
С удовольствием прочитаю ваши истории об этом в комментариях.
Впрочем, многие помнят и о государственных шпаргалках. Например, таблица умножения, которую мы учили наизусть, печаталась на обложке каждой школьной тетради в клеточку. И даже на контрольных работах в классе можно было в эти таблицы заглядывать.
Я это все к тому, что теперь искусство и, не побоюсь этого слова, КУЛЬТУРА создания своей шпаргалки оказалась утрачена безвозвратно. Эту потерю мы еще не осознали и не оценили в полной мере.
А началось все с обычного калькулятора. Я вот впервые подержал его в руках уже будучи студентом. Теперь он есть даже у детей в детском саду.
Конечно, против прогресса не пойдешь, но, если раньше, шпаргалка была приложением к хорошему ученику или студенту, то теперь ученик или студент постепенно превращается в биологическое приложение к гомопаду (это по аналогии с айпадом, а по-простому - калькулятору). И как не крути, но ЭТО (гомопад) БУДЕТ чужой шпаргалкой не только в учебе, но и по жизни. Со всеми вытекающими.
Собственно, это уже и произошло: любое домашнее задание, по любому предмету, можно легко списать. Это наблюдалось повсеместно, когда грянуло дистанционное обучение.
Сейчас не будем вспоминать об удобствах цифры. К примеру, замена паспортов, хранение в одном месте, в том же гомопаде, всяких справок и удостоверений, или, любимой книги, а также стихов и афоризмов. Ну, и, конечно, фотографий.
Говорят, что Билл Гейтс запретил своим детям (дочке, кажется) пользоваться смартфоном до 15 лет. Но мы же впереди планеты всей. Разрешим, лишь бы не плакал.
Спорьте!