Найти тему

Воздушная и линейная...

Для любого художника важно знать и понимать, что такое перспектива. Без этого знания сложно будет передать на холсте именно то, что хочет показать зрителю творец. Более того, некоторые начинающие художники иногда путают воздушную перспективу с линейной, и наоборот - возникает вопрос "а в чём разница и почему именно так?" В этой статье попытаемся во всём разобраться.

Прежде всего нужно понимать, что любая перспектива - это иллюзия. Вообще наше зрение есть что-то удивительное, ведь из всех органов чувств проще всего обмануть именно глаза: вспомните, сколько было и есть мастеров-иллюзионистов, способных творить невероятные фокусы, а ведь это всего лишь, по сути своей, обман!

Возвращаясь к перспективе. Из истории известно, что сама теория о перспективе была разработана только в XIV веке. До этого люди изображали предметы такими, какие они есть сами по себе, а не такими, какими видит наш глаз.
Вот, к примеру, одна из иллюстраций, относящаяся к XII веку (экземпляр Библии во Франции):

"Bible moralisee", XII в., Франция.
"Bible moralisee", XII в., Франция.

Сюжет миниатюры известен: предание, гласящее о двух братьях, скормленных волчицей - Ромуле и Реме. Однако нас интересует немного другое: сравните размер овечек. Они везде одинаковы: и те, что ближе к зрителю, и те, что дальше. Также сама волчица с двумя младенцами расположена явно дальше пастуха, но тем не менее изображены они все в натуральную величину. Так можно продолжать и о травинках, и о лесе, но ясно одно - перспективы в рисунках того времени как таковой не было.

А вот, к примеру, скетч улицы с соблюдением линейной перспективы. Стрелками показано направление предметов к точке схода.

-2

Разница

Перспектива делится в основном на два больших блока: "линейная" и воздушная. Линейная распределяется ещё на несколько (в зависимости от количества точек схода): фронтальная (одна точка схода. См. изображение выше), угловая (две точки схода) и перспектива с тремя точками схода (излюбленный приём Магаси Кисимото, создателя "Наруто")

Гаара в перспективе с тремя точками схода. Для наглядности внутри изображён куб.
Гаара в перспективе с тремя точками схода. Для наглядности внутри изображён куб.

И да, опережая вопрос: больше точек схода быть не может, потому что мы живём в "3D" :)

Помимо линейной перспективы, показывающей нам искажение предметов в пространстве, существует и воздушная. Воздушная перспектива - это то, что видит человек вдали по отношению к близи в цветовой гамме. Иными словами, все предметы по мере удаления теряют свои чёткость и насыщенность. Это прекрасно видно на картине Ивана Ивановича Шишкина "Лесные дали":

"Лесные дали", 1884
"Лесные дали", 1884

Сравните насыщенность и детализацию леса по мере удаления: ближе к нам хвоя тёмных цветов, есть и тёплые оттенки; дальше - холодные и светлые тона. Эти холодные и светлые тона - плотность воздуха, поэтому эта перспектива и называется воздушной.

Таким образом, главное отличие между линейной и воздушной перспективой состоит в том, что линейная перспектива отображает искажение предметов, а воздушная - изменение цвета и насыщенности.

Надеюсь, что после прочтения этой статьи художественный мир стал для Вас чуточку понятнее))