Найти в Дзене
Владислав Панкратов

Северный дублёр Кутузовского проспекта — первая платная дорога Москвы

Где пройдёт, с какими дорогами будут развязки, когда её откроют и сколько будет стоить проезд по ней. Обо всём это подробнее внутри. Что есть Северный дублёр Кутузовского проспекта? Это первая платная дорога в пределах МКАД (Старой Москвы), строящееся полностью на частные деньги (~50 миллиардов рублей). Протяженность новой вылетной магистрали составляет ~11 километров. Трасса будет иметь по три полосы движения в каждое направление (3 + 3) и не иметь ни одного светофора на всём протяжении пути. Краткая история проекта Свою историю Северный дублёр Кутузовского проспекта начал ещё в середине 2000-х годов. Была задумка построить новую дорогу-продолжение Северного обхода Одинцово (тогда тоже только планировалась) внутри Москвы, которая выведет трафик автомобилей в окрестности Москва-сити и Третьего транспортного кольца. Как и подобается крупным и амбициозным транспортным проектам, финансовые кризисы два раза перенесли дату начала строительства проекта. Вначале мировой финансовый кризис 20
Оглавление

Где пройдёт, с какими дорогами будут развязки, когда её откроют и сколько будет стоить проезд по ней. Обо всём это подробнее внутри.

Маршрут прохождения Северного дублёра Кутузовского проспекта на карте Москвы
Маршрут прохождения Северного дублёра Кутузовского проспекта на карте Москвы

Что есть Северный дублёр Кутузовского проспекта?

Это первая платная дорога в пределах МКАД (Старой Москвы), строящееся полностью на частные деньги (~50 миллиардов рублей).

Протяженность новой вылетной магистрали составляет ~11 километров. Трасса будет иметь по три полосы движения в каждое направление (3 + 3) и не иметь ни одного светофора на всём протяжении пути.

Краткая история проекта

Рендер развязки Северного дублёра Кутузовского проспекта с Шелепихинской набережной и ТТК. С сайта Стройкомплекса.
Рендер развязки Северного дублёра Кутузовского проспекта с Шелепихинской набережной и ТТК. С сайта Стройкомплекса.

Свою историю Северный дублёр Кутузовского проспекта начал ещё в середине 2000-х годов.

Была задумка построить новую дорогу-продолжение Северного обхода Одинцово (тогда тоже только планировалась) внутри Москвы, которая выведет трафик автомобилей в окрестности Москва-сити и Третьего транспортного кольца.

Как и подобается крупным и амбициозным транспортным проектам, финансовые кризисы два раза перенесли дату начала строительства проекта. Вначале мировой финансовый кризис 2008 года, потом кризис 2014 года.

А уже в 2019 году проект вновь был возрождён и инвестор (АО «Новая концессионная компания») изыскал средства на проект. Сейчас ведётся активное строительство трассы.

Где пройдёт Северный дублёр Кутузовского проспекта?

Северный дублёр Кутузовского проспекта (далее — СДКП) начнётся от Молодогвардейской развязки на МКАД (конец платного Северного обхода Одинцово) и далее пройдёт вдоль Смоленского направления Московской железной дороги.

Конец дороги будет в районе Третьего транспортного кольца (далее — ТТК) и Шелепихинской (Пресненской) набережной.

Дорога практически полностью разместится на территории Западного административного округа и частичного Центрального округа Москвы.

Наглядно рекомендую посмотреть трассировку СДКП на моей интерактивной карте:

Интерактивная карта: https://yandex.ru/maps/-/CCUiaTQfwA

Северный дублёр Кутузовского проспекта на интерактивной карте
Северный дублёр Кутузовского проспекта на интерактивной карте

Для автомобилистов будет выбор продолжения дороги дальше после дублёра в центральной части Москвы:

  • 1) Через боковой проезд внутреннего кольца ТТК на север города;
  • 2) Через тот же проезд заехать на внешнее ТТК и на юг города;
  • 3) Используя всё тот же боковой проезд поехать в центр через Шмитовский проезд;
  • 4) Повернуть на Шелепихинскую (Пресненскую) набережную в центр.
Варианты продолжения маршрута после Северного дублёра Кутузовского проспекта в районе Москва-сити.
Варианты продолжения маршрута после Северного дублёра Кутузовского проспекта в районе Москва-сити.

Заезд на СДКП вблизи Москва-сити будет организован следующим образом:

1) Из центра через Пресненскую и Шелепихинскую набережные выезжаем на Проектируемый проезд №6697 и заезжаем на разворотную эстакаду и попадаем на СДКП в область;

2) С внутреннего ТТК (юга ТТК) съезжаем на боковой проезд и разворачиваемся и следуем далее по пункту 1);

3) С внешнего ТТК (север ТТК) через наземный участок ТТК.

Схема как заехать на СДКП в районе Москва-сити и ТТК.
Схема как заехать на СДКП в районе Москва-сити и ТТК.

И подробнее про третий пункт. Так как внешнее кольцо ТТК разветвляется на две части (не будем вдаваться в историю в этот раз почему так произошло) в районе Москва-сити, то для заезда на СДКП нужно поехать по наземной (левой) части ТТК:

Разветвление внешнего ТТК на две дороги вблизи Москва-сити.
Разветвление внешнего ТТК на две дороги вблизи Москва-сити.

И съехать вот на этом съезде, где сейчас красивый вид на железную дорогу:

Заезд на СДКП с внешнего ТТК. Панорама Яндекса.
Заезд на СДКП с внешнего ТТК. Панорама Яндекса.

И если вдруг пропустили все эти съезды, то не отчаивайтесь. Можно заехать через Кутузовский проспект =)

1) Развязка с Кутузовским проспектом вблизи улицы Барклая

Схема развязки СДКП и Кутузовского проспекта вблизи улицы Барклая на карте.
Схема развязки СДКП и Кутузовского проспекта вблизи улицы Барклая на карте.

При движении из центра по Кутузовскому проспекту на СДКП можно заехать после съезда на улицу Генерала Ермолова (фиолетовый цвет на схеме выше).

Соответственно, при движении в центр по дублёру можно свернуть на Кутузовский проспект в этом месте и проехать в любую сторону дальше (красный цвет на схеме). Продолжить маршрут в центр или развернуться.

Рендер реконструкции улицы Барклая от проектировщика "АльмакорГрупп". Снизу идёт Северный дублёр Кутузовского проспекта, рядом с железной дорогой.
Рендер реконструкции улицы Барклая от проектировщика "АльмакорГрупп". Снизу идёт Северный дублёр Кутузовского проспекта, рядом с железной дорогой.

2) Развязка у станции метро «Славянский бульвар» и пункт взимания платы

Развязка СДКП с Кутузовским проспектом
Развязка СДКП с Кутузовским проспектом

Первый и единственный пункт взимания платы расположиться у станции метро «Славянский бульвар» (синяя линия).

Здесь же автомобилисты следуя из центра по Кутузовскому проспекту смогут заехать на СДКП по направлению в область.

Такой же трюк при движении по СДКП в центр выехать на Кутузовский проспект в центр не получится.

Развернуться в область на Кутузовский — пожалуйста. Можно.

По поводу пункта оплаты. Скорее всего оставят классические шлагбаумы. И соответствующий конкурс на постройку коммуникации к диспетчерской и пункту взимания платы на это намекает:

Подключение водоотведения к пункту взимания платы и центра управления платной дороги и т.д. Сайт Закупок.
Подключение водоотведения к пункту взимания платы и центра управления платной дороги и т.д. Сайт Закупок.
Есть информация (на март 2021 года), что до сих пор штрафы водителям за неоплату проезда по безбарьерному ЦКАД не приходят.
И поэтому концессионеров многих платных дорог это отпугивает использовать безбарьерную систему оплаты. В случае с СДКП, всё может поменяться ближе к завершению стройки.

3) Заезд на СДКП в центр с Северо-Западной хорды

Заезд на СДКП в центр с Северо-Западной хорды на карте (красным)
Заезд на СДКП в центр с Северо-Западной хорды на карте (красным)

Неполноценная развязка будет организована в месте пересечения Северо-Западной Хорды (СЗХ). Здесь будет организован единственный заезд с ул. Кубинка на СДКП в центр. Лучше чем ничего.

В предварительных схемах на публичных слушаниях ещё был съезд с СДКП из центра на реконструируемую улицу Ивана Франко в Кунцево.

Съезд с Северного дублёра Кутузовского проспекта на улицу Ивана Франко.
Съезд с Северного дублёра Кутузовского проспекта на улицу Ивана Франко.

На актуальных схемах стройки коммуникаций (других в публичном доступе просто нет) этого съезда на ул. Ивана Франко банально нет. Но ничего не мешает его достроить в отдалённом будущем.

4) Достройка Молодогвардейской развязки

Схема новых участков Молодогвардейской развязки из проекта планировки.
Схема новых участков Молодогвардейской развязки из проекта планировки.

Объяснять здесь особо нечего, всё видно на схеме.

В этом месте будет полноценная развязка СДКП и МКАД, от которой можно будет уехать в любую сторону.

СДКП в область переходит в другую платную дорогу... в Северный обход Одинцово! А дальше уже идёт реконструируемая десятиполосная (в будущем) М-1 «Беларусь» 45 км - 84 км. Тоже частично платная с сохранением бесплатных дублёров (боковых проездов) по бокам.

Долгое время водители могли обозревать недостроенный задел, продолжающий обход Одинцова в центр Москвы, который только в наши годы стал достраиваться.

Сколько будет стоить проезд по Северному дублёру Кутузовского проспекта?

Сейчас у меня нет прямого ответа на вопрос, ибо Северный дублёр Кутузовского проспекта откроется для движения только через два года в 2023 году.

Но можно получить примерные представления по соседнему участку Северного обхода Одинцово (СОО), где инвестором выступает компания АО «Новое качество дорог». Она же является акционером АО «Новая концессионная компания».

Тарифная секция за проезд по СОО за участок длиной ~9.5 км выглядит таким образом:

Тарифы на проезд по участку Северного обхода Одинцова на 2021 год.
Тарифы на проезд по участку Северного обхода Одинцова на 2021 год.

Примерно таких же цен или выше с учётом инфляции на 2023 год следует ожидать за проезд по СДКП.

Почему трасса платная?

Любой здравомыслящий человек, который взглянет на цифры московского бюджета и траты на строительство транспортной инфраструктуры, будет задаваться вопросом — «Почему Северный дублёр Кутузовского проспекта платный?».

Тем более, прецедент когда платная дорога стала бесплатной в столице есть — Северо-Восточная хорда между Дмитровским и Ярославским шоссе должна была быть платной. Но город не нашёл инвестора и стал строить хорду за свой счёт. Несмотря на то, что это "перемычка" двух платных трасс — М-11 «Нева» и М-12 «Евразия».

В Новой Москве в начале июля открыли последний участок ЦКАД (ЦКАД-1). Это дорога платная и проходит по московской территории, но это федеральная дорога и планировалась платной долгое время назад. Построена частично за частные деньги.

Низкокачественный рендер пункта взимания платы на СДКП и развязки в районе станции метро "Славянский бульвар". Сайт Tadviser.ru.
Низкокачественный рендер пункта взимания платы на СДКП и развязки в районе станции метро "Славянский бульвар". Сайт Tadviser.ru.

В случае с СДКП, здесь стройка дороги финансируется полностью за частный капитал. Концессионное соглашение по дороге было заключено ещё в 2014 году (в отличие от хорды) и по условиям которым, дорога будет эксплуатироваться платной в течение 40 лет, т.е. до 2054 года.

Остальные детали соглашения до сих пор не были опубликованы или слишком трудно найти. Желающие могут поискать по нумерации документа № КС-СДКП/12-2014 от 23.12.2014, вдруг получится найти.

При возможном расторжении соглашения, город рискует потерять до нескольких десятков миллиардов рублей для выплаты компенсации инвестору (сужу по аналогичным соглашениям Московской области).

И в то же время, город обязуется за свой счёт изъять недвижимость, перестроить коммуникации и реконструировать прилегающие улицы (например, улицу Барклая).

Но есть один плюс концессионного соглашения для города — инвестор обязуется содержать дорогу за свой счёт, включая будущие кап. ремонты развязок и прочее-прочее.

Конечно же, в любом случае бремя оплаты проезда по дороге ляжет на жителей Москвы. Так или иначе, остаётся надеяться, что сэкономленные городом бюджетные деньги пойдут на развитие транспортной инфраструктуры в других местах города =)

Спасибо за прочтение! Буду рад оценке статьи и подписке на мой канал. Я рассказываю о развитии транспортной инфраструктуры Москвы и Московской области :)

При подготовке статьи были использованы следующие материалы:

  • Материалы публичных слушаний и проектов планировок, подготовленные Институтом Генплана Москвы.
  • Сайт инвестора АО «Новая концессионная компания» - nkk-sdkp.ru
  • Сайт Стройкомплекса Москвы - stroi.mos.ru