Найти в Дзене
Елена Алекс

Мэри Уортли Монтегю и ее роль в истории прививок

С детства, легко выполняя просьбы, приказы и поручения и не чувствуя по этому поводу разрушительных действий на личность, отношение к прививкам было, как в стихотворении Сергея Михалкова “укололи и — пошел”, надо так надо. Гораздо позже, столкнувшись с яростным неприятием вакцинации своих детей среди молодых образованных мамочек, живущих в мегаполисах, захотелось понять почему? Мир как-то существовал и без этого! Но как он существовал? Одним из страшных заболеваний неизвестно как и откуда появившимся была оспа. Признано, что три тысячи лет назад она уже существовала в Древнем Египте. Возможно эта страшная болячка косила людей и в других местах, но только потому, что в Египте мумифицировали своих умерших и мумия фараона Рамсеса V сохранила следы заражения оспой, то историю распространения оспы начинают отслеживать с Египта. Если верить Википедии Рамсес V правил с 1146 по 1142 год до н.э. Умер молодым и скорее всего от оспы. Далее история распространения оспы уже отслеживается по письмен

С детства, легко выполняя просьбы, приказы и поручения и не чувствуя по этому поводу разрушительных действий на личность, отношение к прививкам было, как в стихотворении Сергея Михалкова “укололи и — пошел”, надо так надо. Гораздо позже, столкнувшись с яростным неприятием вакцинации своих детей среди молодых образованных мамочек, живущих в мегаполисах, захотелось понять почему?

Мир как-то существовал и без этого! Но как он существовал?

Одним из страшных заболеваний неизвестно как и откуда появившимся была оспа. Признано, что три тысячи лет назад она уже существовала в Древнем Египте. Возможно эта страшная болячка косила людей и в других местах, но только потому, что в Египте мумифицировали своих умерших и мумия фараона Рамсеса V сохранила следы заражения оспой, то историю распространения оспы начинают отслеживать с Египта. Если верить Википедии Рамсес V правил с 1146 по 1142 год до н.э. Умер молодым и скорее всего от оспы.

Далее история распространения оспы уже отслеживается по письменным источникам, которые сумели расшифровать. Так предполагают, что в 165 году нашей эры оспа бушевала в Римской Империи и убивала тысячи людей, что считается одной из причин развала Империи. В четвертом столетии оспа распространялась по Торговому пути в Азию. В основном источниками информации для исследователей являются записи, так или иначе связанные с верой и верованиями. В Индии возникла богиня оспы Шитала Мата. В Японии в домах появились места поклонения для изгнания демона оспы. В Китае, доведенные до отчаяния люди, зацепились за миф, что красный цвет спасает от оспы и стали носить красные одежды.

Есть версия, что в Северную Африку оспа пришла в седьмом столетии с арабскими завоеваниями. Вину за появление оспы в Европе возлагают на крестоносцев, путешествующих туда-сюда. Европейские исследователи и колонизаторы занесли ее глубже в Африку. Бог оспы Сопона появился в культуре Западной Африки.

Испанские моряки впервые представили оспу Новому свету примерно в 1507 году. Это было одно из многих неисчислимых заболеваний, которые почти уничтожили коренных американцев.

В XVIII веке оспа убивала примерно 400 000 людей в год, без разбора на бедных и богатых.

В XX веке около 300 миллионов людей по всему миру умерли от оспы. Еще больше было выживших, но ослепших и обезображенных.

Люди давно заметили, что переболевшие оспой один раз, больше не заражаются. В Китае еще в 1000 г. н.э. задумались над вопросом: как можно сделать так, чтобы перенести заболевание средней силы, если такой вариант может защитить от тяжелых случаев или от повторений в будущем.

Древние китайцы использовали "выворачивающую" тактику, высушивали корочки кожных высыпаний тех, кто болел не сильно, растирали их в пыль и вдували ее в нос тем, кто "прививался" таким способом. Существовала не менее неприятная альтернатива этому способу. На хлопок собирали жидкость из активных болячек и так же, совали это в нос "прививающимся”. Это было ужасно, но считается гениальным открытием, передавать ослабленную оспу человеку, который после неприятной процедуры страдал заболеванием в средней форме с гораздо более низким риском смерти, слепоты и обезображивания. Идея работала. И инсуффляция - красивое слово, придуманное для вдувания в нос, в конце концов превратилось в церемонию для детей 5 лет от роду.

В Индии использовали железную иглу, обмазанную жидкостью из болячки и кололи в предплечье. Это было менее неприятно и также помогало защититься от болезни.

Некоторые исследователи оспаривают первенство китайцев и утверждают, что это были индусы или турки. Известно, что в XVII веке существовала своя практика в Оттоманской империи. Но также известно, что так называемые, фаталисты, отвергали процедуру прививки, потому как верили в Божий промысел.

В 1689 году в Лондоне в обеспеченной семье Эвелина Пьерпонта (Evelyn Pierrepont), 5-го графа Кингстон-на-Халле (Kingston-upon-Hull) родилась дочь Мэри, которая стала известна миру как леди Мэри Уортли Монтегю (Mary Wortley Montagu). Потрясающая личность, надо сказать. По тем временам редко каким девочкам давали образование и ее школой стала богатая библиотека, которая признавалась одной из лучших частных библиотек Англии. Мэри читала запоем и начала писать сама. Сама же выбрала себе мужа Эдварда Уортли Монтегю (Edward Wortley Montagu), сбежав с ним под венец в 1712 году, несмотря на то, что отец собирался выдать ее за другого достойного претендента. А когда ее мужа назначили английским послом в Турцию, то последовала за ним в Константинополь. Будучи женщиной, она имела возможность увидеть жизнь и устройство восточного гарема изнутри. Блестяще владея пером и писательским даром, Мэри Уортли Монтегю написала об этом в своих знаменитых письмах. Но в этой статье не упоминать о ней совершенно невозможно по другой причине.

В 1713 году младший брат Мэри - Вильям (William), которому было 20 лет, умер от оспы. Через 2 года она заболела сама, не умерла, но была обезображена, выпали ресницы. Найти “обезображенный” портрет леди Мэри Уортли Монтегю я не смогла, так что художники не всегда правдивы. Последствия болезни повлияли на отношения с мужем, но брак сохранился для видимости и соблюдения приличий.

C 1717 года Мэри вместе с мужем дипломатом жила в Оттоманской империи, именно здесь она узнала о прививке, которую практиковали от оспы и поклялась привить своего 4-летнего сына Эдварда (Edward). Про эту практику не слышали даже английские дипломаты в Турции. Чтобы избежать скандалов и осуждений она зареклась поддержкой врача британского консульства Доктора Мейтленда (Dr. Maitland) быть ее секретным ассистентом. Мэри послала за старой гречанкой, которая “знала схему”. Мейтленд нашел страдающего оспой и взял материал для прививания (сухой струп).

Добрая женщина приступила к работе, но ее трясущиеся руки и тупая ржавая игла добавляли переживаний и вторую руку колол доктор инструментами Мэри. После этой процедуры у Эдварда была температура и несколько язв, от которых не осталось и следов. Самое главное - он был защищен от болезни в будущем! Сын леди Мэри Уортли Монтегю считается первым европейцем привитым от оспы.

Леди Мэри Уортли Монтегю со своим сыном Эдвардом. Художник Жан-Батист ван Мур. Изображение взято со страницы https://en.wikipedia.org/wiki/Lady_Mary_Wortley_Montagu
Леди Мэри Уортли Монтегю со своим сыном Эдвардом. Художник Жан-Батист ван Мур. Изображение взято со страницы https://en.wikipedia.org/wiki/Lady_Mary_Wortley_Montagu

В 1721 году Мэри вернулась в Лондон, где в очередной раз свирепствовала эпидемия оспы, убивая каждого третьего из десяти, оставляя свои ужасные следы на выживших. Заражения происходили воздушно-капельным путем, а также считалось, что через постельное белье и предметы одежды. Чтобы привить свою маленькую дочь, Мэри снова обратилась за помощью к Мейтленду, который тоже вернулся из Турции. Как и ее брат, девочка легко перенесла эту процедуру и получила защиту.

Новость об этом облетела Лондон и дошла до Принцессы Каролины Уэльской (Princess Caroline of Wales) - будущей королевы Великобритании, которая решила провести эксперимент.

Сначала на заключенных Ньюгейтской тюрьмы (Newgate Prison), которые согласились на прививку за обещание освобождения. Привиты были 3 мужчины и 3 женщины. После этого, для пущей убедительности, одна из привитых женщин была послана ухаживать за больным ребенком и даже должна была спать с ним в одной кровати, и не заболела. В награду все шестеро были освобождены из тюрьмы,.

Все еще сомневаясь, “добрая” принцесса проэкспериментировала на детях из сиротского приюта. К счастью, этот эксперимент тоже закончился удачно.

В конце концов принцесса привила обеих дочерей.

Так Мэри Уортли Монтегю стала популяризатором “восточного” прививания в Европе. Можно подумать, что все побежали прививаться - ничего подобного: многие были против: риск заражения, неопределенная защитная мощность, риск распространения. Но прививание таким способом набирало обороты, к тому же, оно включало карантин, который по комфорту того времени можно сравнивать с современным СПА.

В Америке о возможности прививания тоже знали. Известна история священника и влиятельного человека Коттона Матэра (Cotton Mather) из Бостона штата Массачусетс. Он узнал об этом от своего раба Онисима (Onesimus), который рассказал как это делали в Африке и показал свои шрамы(царапины), оставшиеся от процедуры.

Когда весной 1721 года оспа накрыла Бостон, Матэр стал чемпионом по прививанию. Местный доктор Уильям Дуглас (William Douglass) вступил в бой, заявляя, что это не доказано и опасно, тем более, что Матэр не имеет никакого отношения к медицине.

Врачи, напуганные бостонцы и отцы города приказали остановить прививание, но Матэр продолжал свое дело. В его дом бросили бомбу, которая не взорвалась.

Когда эпидемия оспы закончилась, произвели подсчеты, которые показали, что большая половина бостонцев - 11000 человек переболели и 850 умерли. Примерно из 240 привитых умерли только 6. Смертность среди привитых оказалась 1 из 40, а не привитых - 1 из 6. Это свидетельствовало в пользу прививания. Для Дугласа это также было ясно. Когда оспа вернулась в Бостон через несколько лет, он сам привился.

В России Екатерина II привилась таким опасным способом в 1768 году с помощью английского доктора, считается, что она была первой. Всех участников успешной процедуры так или иначе поощрили и наградили. После Екатерины II прививание признали модным, а Российская империя стала одной из первых в Европе по борьбе с оспой таким способом.

Далеко не все были настолько смелыми, так король Франции Людовик XV умер от оспы в 1774 году.