Одарённые в чём-то дети называются вундеркиндами. Считается, что интеллектуальный вундеркинд – это ребёнок, которому удаётся решить нетривиальную задачу, не обладая при этом особыми знаниями.
В области искусства признаки таланта обнаруживаются у людей в раннем возрасте. Например, у Моцарта музыкальный талант проявился уже в 3 года, у Гайдна – в 4. Талант живописца у Рафаэля стал заметен в 8 лет, у Ван Дейка – в 10, у Микеланджело – в 13, у И.Репина – в 5 лет. Известный русский художник К.Брюллов поступил в Академию художеств в 9 лет. А.С.Пушкин стал сочинять стихи с 8, Н.А.Некрасов – с 9 лет.
Однако отсутствие ранних склонностей и достижений не свидетельствуют об отсутствии таланта. Писатели В.Скотт, И.А.Гончаров, С.Аксаков проявили свою одарённость в относительно позднем возрасте. А.Энштейн поздно научился говорить, Роберт Майер и Декарт в школе считались неспособными, Эдисон как бездарный был взят отцом из школы, Либиха даже исключили из школы за неуспеваемость. Ньютон, Вальтер Скотт плохо учились, а Линней едва не попал на обучение к сапожнику. Одарённость часто не проявляется и в высшей школе. Например, в аттестате у Гегеля было указано, что он имеет хорошие способности, но мало знаний, а в философии может быть назван идиотом. Поэтому отсутствие ранних склонности и достижений не свидетельствует об отсутствии таланта.
Обращаясь к истории живописи, можно указать на частые случаи внезапного проявления таланта живописца в зрелом возрасте (французские художники Гоген, Ван Гог, Матисс). Но ещё не один из «вундеркиндов», получивших первую премию на очень модных в ХХ в. выставках детского изобразительного творчества, не развился в значительного живописца (Рудкевич,1974).
Возможность достичь выдающихся результатов обусловлена не только одарённостью и высокой работоспособностью, но и мотивационными факторами и имеющимися у человека условиями, способствующими проявлению таланта. Поэтому талант с возрастом может «зачахнуть».
По данным П.Торренса (1962), около 30 % отчисляемых из школ (за неспособность, неуспеваемость и даже глупость) составляют дети одарённые и сверходарённые…
Работы Дж.Гилфорда показали, что к концу школы многие одарённые и талантливые дети испытывают тяжёлые состояния депрессии, вынуждены маскировать от сверстников и взрослых свою одарённость. Исследования показали, что самоубийства среди одарённых детей встречаются в 2,5 раза чаще, чем у их сверстников.
Поэтому необходимы специальная психологическая помощь и поддержка в развитии талантливой личности, а также обучение в школах для одарённых детей.
В десять лет - гений, в пятнадцать – талант, а в двадцать – обыкновенный человек.
(Из японского фольклора)