Найти тему
Мария Гюнтер

Греческий меандр или Регрессия в анализе

"То, что регрессия выносит на поверхность, на первый взгляд, несомненно, кажется какой-то липкой грязью, поднявшейся из глубин; но если мы не ограничиваемся поверхностной оценкой и воздерживаемся от беглого суждения на основе заранее сложившейся догмы, то обнаруживается, что эта липкая грязь содержит в себе не только несовместимые и отвергнутые остатки повседневной жизни или вызывающие неудобство и предосудительные животные наклонности, но и зародыши новой жизни и жизненных возможностей для будущего" 
(К.Г. Юнг)


В данной работе мне бы хотелось остановить свое внимание на таком специфическом явлении, возникающем в анализе, как регрессия. В психоаналитической и аналитической литературе о ней сказано, с одной стороны, много, с другой и одновременно, как будто недостаточно. Я не тщусь восполнить пробел, но, скорее, приведу существующие воззрения для более целостного подхода. 

В развитии детей выделяют следующие виды нормальной регрессии (Бердышевская М.К. Регрессивные явления в развитии детей с эмоциональными нарушениями//Лурия и психология XXI века:сборник. — М.: Смысл, 2003):

  • Кратковременный регресс навыков — возможен в ситуации, вызывающей страх, в ослабленном состоянии после болезни или в состоянии усталости навыки, находящиеся в стадии формирования, могут оказываться недоступными для ребёнка.
  • Регресс эмоциональной регуляции — проявляется в тех же условиях эмоционального истощения любой маленький ребенок скорее всего прибегнет к менее зрелым и более мощным по своей защитной функции формам реагирования на аффективные трудности.
  • Временный откат, возвращение к более простой, но соответствующей возрасту форме поведения после периода преждевременного использования более прогрессивной формы поведения.
  • Кратковременный неглубокий регресс поведения и способов аффективного реагирования, возможный в ситуациях, связанных с изменением всей системы жизненных стереотипов семьи (например, в случае рождения нового ребёнка).
  • Регресс из-за нетерпимости несоответствия образцу — тенденция поначалу отказываться применять на практике навык, несовершенство которого по сравнению с образцом взрослого или собственного поведения бросается в глаза ребёнку.

В отношении взрослого человека также можно выделить нормальную регрессию и такую, которая обращает на себя внимание как предположительно дезадаптационный механизм. 

Регрессия является одной из примитивных психологических защит; посредством нее сознательное Эго избегает необходимости отвечать на поступающие вызовы актуальной действительности (своих возраста, времени, обстоятельств, отношений и проч). Когда речь идет о точечных проявлениях, обусловленных определенными обстоятельствами (смерть близкого человека, внезапное серьезное заболевание, приобретенная инвалидность, попадание в крупную аварию, становление жертвой террористического акта, радикальная смена места жительства и проч. форс-мажор, сопровождаемый перегрузкой психо-физиологической системы), мы можем наблюдать целесообразность действия псих.защиты и она может проявляться у любого типа личности.

Становление регрессии основным методом регулировки психической жизни ведет к формированию инфантильного типа личности. Также как к одной из основных к ней прибегают люди с истероидным радикалом (здесь эксплуатируется способность ребенка "очаровывать" и тем самым получать любовь, восхищение, поощрение, прощение, послабление и т.д.). 


Аналитическая ситуация и терапевтические отношения весьма специфичны по своей природе. Они продуцируют появление напряжения в психической жизни индивида, способны актуализировать материал предыдущих стадий развития и более примитивные защитные механизмы.

Существуют некоторые сигнальные огонечки, к которым мы должны быть очень внимательны. Например, основатель селф-психологии Х.Кохут предупреждал об опасности регрессии, приводящей к фрагментации самости ("хронической донарциссической стадии"), когда разрушаются как таковые объектные отношения и отношения клиента с аналитиком в том числе, становится невозможна опора на терапевтический альянс. В частности он упоминал работу с шизоидным типом и подмечал, что в данном случае регрессия не должна мобилизовываться как основной терапевтический инструмент.  
Сохранение целостности личности приобретает первоочередную значимость. 

Э.Нойманн в свою очередь обращал внимание на опасность стремления в уроборическое состояние: 

"Великая Мать принимает ребенка обратно в себя, и всегда над уроборическим кровосмешением сияет эмблема смерти, обозначающая конечное растворение в единстве с Матерью. Часто ностальгия и сильное стремление к чему-либо означают именно желание вернуться к уроборическому кровосмешению и саморастворению, от unio mystica (Священное единство (лат.)) святого до страстного желания забытья пьяницы и романтизма смерти тевтонских племен. Это добровольная капитуляция и регрессия".

В разрезе темы переноса часто подчеркивается, что клиент может регрессировать к более примитивным формам взаимодействия и потребностям предыдущих стадий развития. Сам по себе этот феномен естественен и понятен, он закономерен, неизбежен и лежит в основе формирования переноса, сама техника психоанализа отчасти строится именно на способности клиента регрессировать, но здесь важно отметить, что способ управления со вскрывшимся материалом может быть разным. Патологическое ядро переноса часто кроется в стремлении клиента получить прямое удовлетворение открывшихся потребностей (репрезентации потребностей ранних стадий), здесь регрессия проявляется в нежелании развивать другие модели удовлетворения, отказываться от буквальных способов взаимодействия (переход от буквального к символическому), допускать дополнительные расширяющие интерпретации, видеть специалиста как не равного объекту переноса, и участвовать в "общем деле" (что имеет отношение к триаде и невротичному уровню). Это очень мощное либидинальное стремление, которое может привести к значительным трудностям в продвижении работы (сопротивление, стагнация, негативный перенос, разрыв отношений как форма отыгрывания). Это теневая сторона регрессии, ее полюс, ограничивающий жизнь. 

"..любые защитные процессы могут быть рассмотрены как формы диссоциации, как изоляция одной части психики от другой. (...) Регрессия  может быть рассмотрена как реактивация эволюционно более ранних и примитивных внутренних рабочих моделей, диссоциированных от более зрелых паттернов взаимоотношений". (Джин Нокс)

На мой взгляд, важно увидеть здесь разыгрывание горячей проблематики клиента. Психика, если мы ее рассматриваем как динамическую систему, стремится воссоздать в контакте со специалистом для наглядной ему демонстрации основные вопросы, с которыми она когда-то не справилась, и сейчас нуждается в помощи, чтобы преодолеть точки фиксации. В очень мощных пограничных драйвах очень много запроса на понимание, близость, принятие, а также страдания, боли, тревоги и страха; здесь содержится потребность в трансформации, в чем, ожидаемо со стороны клиента, может помочь специалист. 

С динамической тч.зр. мы можем говорить о процессах прогрессии и регрессии. М.Стайн с осторожностью подчеркивает, что данные феномены не равны экстраверсии и интроверсии. Прогрессия означает адаптацию Эго к условиям внешней жизни; и экстраверт, и интроверт разрешают для себя данный вопрос доступными методами своего арсенала. Регрессия является адаптацией к условиям внутреннего мира; и снова - ни экстраверт, ни интроверт не могут избежать данного вызова. 

В течение нашего развития, часть энергии либидо может оказаться заблокированной. К.Юнг считал, что блокировка либидо возникает вследствие неспособности доминирующей сознательной установки адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам. Становится ясна цель регрессии как попытки психической системы вернуться к месту блокировки части либидо, найти иное конструктивное решение и пройти необходимую трансформацию. 

Н.Догерти и Ж.Вест в разделе о контрзависимых личностях работы "Матрица и потенциал характера" сравнивают процесс регрессии в анализе с актом воззрения в глаза Горгоне (если сознательное Эго контрзависимого персонифицируется образом независимой Афины, то его тень - Медузой Горгоной):

"Раскрыть примитивное царство стыда и ярости в душе человека с контрзависимой структурой характера – это часть работы терапевта, которую по ряду причин легко пропускают или избегают. Обаяние контрзависимой нарциссической личности, облегчение, которое ей приносит прогресс, достигнутый в других областях, и примитивность подавляемой агрессии – все это, как бы сговорившись, не дает терапевту «отправиться в это царство». Пробудить эти аффекты и встретиться с ними действительно страшно. Если терапевт не решается пойти по этому пути, то пациентка, которая выстраивала жизнь, ориентируясь на свой образ совершенства, может просто оцепенеть и не двинуться дальше. Встреча с Медузой перевернет ее представление о самой себе. «Медуза может познакомить с силами, ранее сокрытыми и опороченными, но с которыми необходимо вступить в контакт, чтобы жить, не страшась своих жестоких, мстительных и завистливых чувств, вызванных травмой и стыдом» (Pratt, 1994, р. 118). Именно встреча с глубинным стыдом и страхом может помочь сокрушить ригидную контрзависимую нарциссическую структуру характера и вступить в более близкие отношения с Самостью".

В работе "Структура и динамика психического" К.Г. Юнг подчеркивал, что с телеологической точки зрения регрессия обуславливает процесс обретения памятных ассоциаций, необходимых для дальнейшего развития, т.е. речь идет не об удовлетворении примитивных потребностей в буквальном смысле, а об обращении к образам, добратии энергии, в т.ч. архетипической, необходимой для следующего шага. 

Очень наглядно и красиво представляет юнгианский взгляд на регрессию Д.Хендерсон ("Тень и Самость"). Он обращается к меандру, традиционному греческому орнаменту, встречающемуся в архитектуре, керамическом искусстве и проч. Д.Хендерсон замечает: 

1. Прогресс не равен и противоположен регрессу. Они образуют цикличное целое, которое обычно движется вперед;
 2. Прогресс не только положителен, а регресс – отрицателен. Они связаны, поскольку движение, направленное от центра к периферии, сменяется центростремительным движением;
3. Прогресс ведет весь цикл вперед и вверх; регресс – возвращает, чтобы пересмотреть центр всего цикла, как если бы это движение было скрывающим себя и самовосстанавливающимся творческим актом;
4. Новое поступательное движение появляется из трансформирующего центра в сердце спирали.

-2

Можно отметить, что в науке есть знаковая аналогия - циклы экономического развития Н.Кондратьева, -   согласно которой мировая экономическая система проходит стадии развития от подъема до спада и стагнации с периодичностью 40-60 лет (интервал сокращается с ростом технического прогресса).

-3

Регрессия в разрезе отношений Эго-Самости означает замедление и пересмотр со стороны Эго привычных механизмов взаимодействия с миром и внутренней реальностью, преодоление однонаправленности, готовность воспринять новые сигналы Самости  и  ответить на повороты индивидуационного процесса.

-4

P.S. 26.07. - С Днем Рождения, Карл Густав Юнг! и с Днем его рождения всех причастных к юнгианскому сообществу.