Говорят, что интроверты больше любят кошек, а экстраверты – собак. Не могу сказать наверняка, правда ли это, однако, то, что все люди делятся на «кошатников» и «собачников» - это факт. Нет, ну конечно, кто-то еще любит рыбок, кто-то – попугайчиков, но, все-же «кошатников», как и «собачников» на нашей планете великое множество. Во всяком случае, если говорить лично про меня, то я – кошатник с большим стажем.
Психологи утверждают, что человек выбирает любимых животных не случайно, и что все это – глубинные подсознательные процессы. А различия в отношениях питомцев со своими хозяевами наглядно показана в анекдоте: «Собака думает: человек так заботится обо мне, кормит-поит, ласкает — наверное, он Бог. Кошка думает: человек так заботится обо мне, кормит-поит, ласкает — наверное, я Бог».
Кошки жили бок о бок с человеком с глубокой древности. В некоторых странах кошки пользовались большим почетом и уважением. Так, например, в Древнем Египте, который имел обширные сельскохозяйственные площади и выращивал огромное количество зерна, кошек боготворили и называли Мау. Действительно, богатые урожаи нужно было защищать от грызунов, и вот на этом поприще роль кошек трудно переоценить. Охотясь на мышей и крыс, а также на других мелких грызунов, они оберегали амбары с зерном. Но важная роль кошек на этом не заканчивалась: охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьезных заболеваний, таких как, например, чума, а еще они охотились на змей, чем тоже способствовали безопасности.
Кошки в Древнем Египте почитались как земное воплощение богини Баст (Бастет), их часто изображали на ювелирных изделиях, зеркалах, одежде. Спящая кошка, у которой хвост касался головы толковался как символ вечности.
Убийство кошки, даже нечаянное – было тяжким преступлением, примерно таким же тяжким как покушение на собственность фараона. Нельзя было и вывозить кошек из Египта. Известно свидетельство Геродота, что даже при пожаре египтяне первыми спасали именно кошек, а уже потом- людей.
Как раз в то время, когда кошек стали считать олицетворением Бастет на земле, их стали мумифицировать. Если вдруг кошка умирала, египтяне погружались в глубокий траур и всячески показывали свою скорбь. Погибшую кошку мумифицировали и погребали с игрушками и даже с мумиями мышей (это для того, чтобы кошке было хорошо в загробном мире). Мумия помещалась в деревянный или известняковый саркофаг. Котят хоронили в маленьких бронзовых ящичках. А питомцы богатых египтян заворачивались в тканое льняное полотно, украшенное узорами и священными текстами, на головы им накладывались золотые маски, а саркофаги украшались золотом.
Несмотря на то, что Баст стала самой известной среди всех богинь, связанных с кошками, были и другие. Так, например, известна одна из самых ранних богинь Египта - богиня Мафдет. Она изображалась похожей на гепарда, а поклонялись ей те, кто искал справедливости, а также защиты от ядовитых существ (например, змей или скорпионов, которых в Египте было великое множество).
Культ «кошачьей» богини Баст просуществовал в Древнем Египте вплоть до 390 года, после чего интерес к кошкам в Египте стал постепенно угасать, и они из объектов поклонения превратились просто в любимых домашних питомцев.