Найти тему
Центр "Хризма"

Миряне и церковное управление: болгарский пример

В Русской Православной Церкви время от времени возникают дискуссии относительно необходимости участия мирян в церковном управлении, в том числе выдвигаются предложения о выборности духовенства, о необходимости передачи тех или иных вопросов церковной жизни под контроль мирян. Зачастую под благовидными предлогами заботы о чистоте веры и каноническом порядке на деле предлагаются разрушительные революционно-демократические преобразования в Церкви. Подчас люди как будто пытаются "спасать" Церковь, вместо того чтобы спасаться в Церкви.

Полезно обратить внимание на имеющийся опыт "демократического" вмешательства в вопросы церковного управления. В предлагаемой ниже статье рассматриваются события 2014 г. в Болгарии, связанные с выборами митрополита на Варненско-Великопреславскую кафедру.

Предисловие

Статья протоиерея Божидара Главева, клирика Болгарской Православной Церкви, «Об осуждении нечестивых епископов и священников. О соборном и демократическом духе в Церкви» была написана в 2014 году, после выборов митрополита на овдовевшую Варненско-Великопреславскую кафедру. Согласно Уставу БПЦ, выборы митрополита проходят следующим образом. Св. Синод составляет список епископов-кандидатов, из числа которых члены Совета епархии (по 6 человек от каждого благочиния – 3 клирика и 3 мирянина) тайным голосованием избирают двоих. Далее члены Св. Синода избирают одного из них.

Избрание 30-ю избирателями от пяти благочиний Варненско-Великопреславской епархии двоих кандидатов в ноябре 2014 г. вызвало несогласие части клира и паствы, нестроения и жалобы на нарушение избирательной процедуры. Была открыта подписка за отмену выборов, организованы акции протеста «за честные и справедливые выборы» не только в Варне, но и в Софии. Протестующих активно поддержали падкие на скандалы средства массовой информации, включая и около/псевдо церковные. Далее в ход пошли провокации и компроматы «18+». В Варне был создан Инициативный комитет «За чистоту Болгарской Православной Церкви».

По мнению местоблюстителя овдовевшей митрополичьей кафедры митрополита Доростольского Амвросия, нарушений при голосовании в Варне не было, все прошло строго по уставу. Но общественность настаивала на том, что голоса были куплены и никак не соглашалась признавать результаты выборов, считая главного претендента на место митрополита недостойным. В конце концов, Св. Синод БПЦ провел новые выборы, а общественность признала их честными, а избранного митрополита – достойным. По этому поводу сайт церковных новостей «Ромфеа» устами клирика Константинопольского Патриархата сообщил, что «от Болгарии воссиял свет соборного пути Церкви» и что «события в Болгарии представлены как контрапункт углубляющейся безысходицы в отношениях между Константинопольским и Московским Патриархатами, которые делают невозможными решение общеправославных проблем». А вскоре после этого появилась статья отца Божидара Главева, в которой он рассматривает данную ситуацию в свете учения святых отцов Церкви. Предисловие и перевод с болгарского Янины Алексеевой

Успенский кафедральный собор в Варне.
Успенский кафедральный собор в Варне.

Протоиерей Божидар Главев

Об осуждении нечестивых епископов и священников. О соборном и демократическом духе в Церкви

Вокруг выборов на освободившиеся митрополичьи кафедры многие впали в несовместимую с духовным устроением верующих христиан эйфорию, приняв на себя миссию «очистителей и оздоровителей Церкви», которую на них никто не возлагал. Революционно настроенные миряне даже получили похвалу от своих чужестранных единомышленников, будто от них, видите ли, взошел «свет соборного пути Церкви».

Однако, знают ли хвалящие и восхваляемые, чем отличается соборный церковный дух от демократического? И сколько из них поинтересовались мнением святых отцов о том, какие именно недуги епископа или священника могут быть причиной для тревоги и бунта: связанные с его личной жизнью или те, что касаются исповедания веры? Потому что мнение святых отцов по этому вопросу категорически отличается от мнения самозваных «церковных» целителей.

Из изложенного ниже святоотеческого мнения мы увидим, что даже недостойный клирик, если он не проповедует явно и публично ересь, может быть носителем, возвестителем и проводником Божией воли и благодати. Из чего следует и что это никаким образом не относится к недовольствующему народному собранию, даже если оно состоит из лучших и сугубо благочестивых мирян. Парадоксальный для современно мыслящих «верующих», но совершенно бесспорный факт, что Бог действует даже через Своих недостойных клириков (если они не еретики), в то время как через протестные собрания «благочестивых» мирян (кроме восстания против еретика) действует дьявол. То, что вмешательство мирян в управление Церковью добилось какого-то успешного на вид разрешения данной проблемы, не должно вводить в заблуждение относительно пользы подобных инициатив. Потому что такая победа при всей эйфории и головокружительной радости всегда является пирровой победой. И если польза от нее временна, то вред – долговечен.

Но посмотрим, что думают по этому вопросу святые отцы:

Св. Иоанн Златоуст:

«Кто почитает священника, тот будет почитать и Бога; а кто стал презирать священника, тот постепенно дойдет когда-нибудь и до оскорбления Бога. "Кто принимает вас", – сказал Господь, – "принимает Меня" (Мф.10:40); священников Его, сказано в другом месте, имей в чести (Числ.18:8). Иудеи стали презирать Бога потому, что презирали Моисея, что бросали в него камни. Кто благоговеет пред священником, тот тем более будет благоговеть пред Богом. Хотя бы священник был нечестив, но Бог, видя, что ты из благоговения к Нему почитаешь даже недостойного чести, сам воздаст тебе награду. (Беседа на 2-е послание к Тимофею)

Разве ты не знаешь, что такое – священник? Он - ангел Господа. Разве свое говорит он? Если ты его презираешь, то презираешь не его, а рукоположившего его Бога. А откуда, скажешь, известно, что Бог рукоположил его? Но, если ты не имеешь убеждения в этом, то суетна твоя надежда; если Бог ничего не совершает чрез него, то ты ни крещения не имеешь, ни таин не причащаешься, ни благословений не получаешь, и, следовательно, ты – не христианин.

Что же, скажешь, неужели Бог рукополагает всех, даже и недостойных? Всех Бог не рукополагает, но чрез всех сам Он действует, – хотя бы они были и недостойными, – для спасения народа. Если для народа Он говорил чрез ослицу и Валаама, человека нечестивого (Числ.22), то тем более – чрез священника. Чего не делает Бог для нашего спасения? Чего не изрекает? Чрез кого не действует? Если Он действовал чрез Иуду и чрез тех пророков, которым говорит: "не знаю вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Лк.13:27; Мф.7:23), и которые изгоняли злых духов, то тем более будет действовать чрез священников. Когда мы начинаем исследовать жизнь начальствующих, то хотим сами быть рукополагателями учителей, и таким образом извращается все, ноги становятся вверху, а голова внизу. Послушай Павла, который говорит: "Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или [как] [судят] другие люди" (1 Кор.4:3); и еще: "А ты что осуждаешь брата твоего" (Рим.14:10)? Если же не должно осуждать брата, то тем более учителя. Если бы Бог повелел тебе это, то ты поступал бы хорошо, и грешил бы, не поступая так; но если напротив, то не будь дерзким и не выходи из своих пределов. (Толкование на Второе послание к Тимофею, т. 11, ч. 2, Беседа 3)

Употребим же все меры к тому, чтобы иметь в себе Духа, и будем со всею почтительностью обращаться с теми, кому вверена власть действовать благодатными дарами. Подлинно, велико достоинство священников! «Кому, – сказано, – «простите грехи, тому простятся». Потому-то и Павел говорит: «повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны» (Евр.13:17), и: «почитайте их преимущественно с любовью» (1Сол.5:13). В самом деле, ты заботишься только о своих делах, и, если их устроишь хорошо, – не будешь отвечать за других людей. А священник, хотя бы и хорошо устроил свою собственную жизнь, но если не будет с должным усердием заботиться о жизни твоей и всех других, вверенных его попечению, то вместе с порочными пойдет в геенну, и часто, невинный по своим делам, он погибает за ваши беззакония, если не исполнит надлежащим образом всего, что до него касается. Итак, зная, какая великая угрожает опасность священникам, оказывайте им великую любовь. На это указал и Павел, когда сказал: «они неусыпно пекутся о душах ваших», и – не просто, но «обязанные дать отчет» (Евр.13:17). Потому им надобно оказывать великое уважение. Если же и вы вместе с другими станете оскорблять их, то и ваши дела не будут благоуспешны. Доколе кормчий благодушествует, до тех пор и плывущие на корабле безопасны; а коль скоро он, от оскорблений и враждебных действий со стороны спутников, находится в горе, то уже не может ни быть бдительным по прежнему, ни действовать с обычным своим искусством, и нехотя подвергает их бесчисленным бедствиям.

Так и священники, если будут пользоваться у вас надлежащею честью, в состоянии будут устроить и ваши дела, как следует; а если вы будете опечаливать их, то ослабите их руки и сделаете то, что они вместе с вами легко будут увлечены волнами, хотя бы они были и весьма мужественны. Помысли о том, что сказал Христос об иудеях: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте» (Мф.23:2–3). Теперь же нельзя сказать, что священники воссели на седалище Моисеевом; нет, они воссели на седалище Христовом, потому что приняли Христово учение. Потому и Павел говорит: «мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас» (2Кор.5:20). Не видите ли, как все подчиняются властям мирским? Хотя подчиненные часто превосходят начальствующих и знатностью рода, и жизнью, и мудростью, однакож, из уважения к тому, кто их поставил, они не думают ни о чем этом, но чтут определение царя, каков бы ни был тот, кто получил над ними начальство. Таков-то у нас страх, когда поставляет начальника человек!

Но когда рукополагает Бог, – мы и презираем рукоположенного, и оскорбляем его, и преследуем бесчисленными поношениями, и, тогда как нам запрещено судить и своих братьев, изощряем язык на священников. И какое найдем мы себе оправдание, когда в своем глазе не видим бревна, а у другого со злобным старанием замечаем и сучок? Ужели не знаешь, что, когда судишь таким образом других, приготовляешь и себе самому тягчайшее осуждение? Говорю это не потому, чтобы я одобрял недостойно проходящих служение священства; нет, – я крайне жалею о них и плачу; тем не менее однакож утверждаю, что и в этом случае подчиненные и особенно люди самые простые, не имеют права судить их. Пусть жизнь священника будет самая порочная; но, если ты внимателен к самому себе, то не потерпишь никакого вреда в том, что ему вверено от Бога. Если Господь заставил говорить ослицу и через волхва даровал духовные благословения; если, таким образом, и через бессловесные уста ослицы, и через нечистый язык Валаама Он действовал для неблагодарных иудеев, то тем более для вас если вы будете признательны, Он сделает со своей стороны все, что нужно, и ниспошлет Духа Святого, – хотя бы и крайне порочны были священники. Ведь и чистый (священник) не своею собственною чистотою привлекает Духа Святого; но все совершает благодать. «Ибо все ваше, – говорится, – Павел ли, или Аполлос, или Кифа» (1Кор.3:21–22).

Все, что вверено священнику, есть единственно Божий дар; и, сколько бы не преуспевало человеческое любомудрие, оно всегда будет ниже той благодати. Говорю это не для того, чтобы мы беспечно располагали своей жизнью, но для того, чтобы вы подчиненные, видя нерадение кого-либо из предстоятелей, не преумножали по этому поводу для самих себя зла. Но что я говорю о священниках? Ни ангел, ни архангел не может оказать никакого действия на то, что даруется от Бога: здесь все устрояет Отец и Сын и Святой Дух, а священник только ссужает свой язык и простирает свою руку. Да и несправедливо было бы, если бы, по причине порочности другого лица терпели вред те, которые с верою приступают к символам нашего спасения. Итак, зная все это, будем и Бога бояться, и уважать Его священников, оказывая им всякую честь, чтобы и за свои добрые дела и за уважение к ним получить от Бога великую награду, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. (Беседы на Евангелие от Иоанна. Беседа 86.)

Случается, что миряне живут в благочестии, а священники в неправде, и потому чрез них не надлежало бы совершаться ни Крещению, ни приношению Тела Христова, если бы благодать искала везде только достойных. Но ныне Господь обыкновенно действует и чрез недостойных, и благодать Крещения нимало не оскорбляется жизнию священника... Говорю это, чтобы кто-либо, строго рассматривая жизнь священника, не стал соблазняться в рассуждении им совершаемого в таинствах. Ибо человек ничего не привносит от себя в предлагаемое, но все это есть дело силы Божией, и Бог-то освящает вас в таинствах. (Беседы на Евангелие от Матфея).

Св. Симеон Солунский:

...и в недостойном, если только он рукоположен, архиерее, священнике, клирике, или служителе церковных треб, по силе рукоположения благодать действует, ради спасения обращающихся к нему, – и каждый получает от него освящение, и ни один не остается, не сподобившись его. Рукополагаемые ими рукополагаются; разрешаемые от грехов, или связываемые, разрешаются, или связуются, и все, совершаемые ими таинства, – действительно таинства: потому что совершает их не человек, но чрез этот орган – благодать";

"Если кто за священником узнал какой-либо грех, говорит Василий Великий, то пусть он известит о том архиерея, чтобы тот произвел изследование; но не должен он оказывать пренебрежение священнику пред его церковию. Пока священник сам себя не обезславит, не должно его ни срамить, ни порицать, ни уклоняться от него. Если же кто стесняется обращаться к такому священнику; то пусть идет к другому. Но если бы он предоставил Богу то, что знает о священнике и принял чрез него, как чрез орган, дары благодати: то имел бы награды гораздо больше, как обратившийся с верою к благодати, а не к силе человека, и сделавший это ради единого Бога. Как же скоро кто обращается не с верою, то все, «еже не от веры, грех есть» (Рим.14:23), – как написано. Такой пусть лучше идет туда, где имеет веру; только да будет ему известно, что он лишится великой награды за неосуждение, а, быть может, и ошибется, и, если начнет осуждать таких священников, то, по навету врага, начнет осуждать и чернить и невинных и чистых, подвергая тем опасности свое спасение (св. Симеон Солунский. Ответы на некоторые вопросы, предложенные ему от архиерея).

Св. Исидор Пелусиот:

Ничто не теряет приемлющий (священные таинства), если бы преподавший оказался и недостойным, и не бесплодными он пользуется таинствами, хотя бы священник всех людей влек с собою к нечестию" (цит. по: Митр. Макарий "Православно-Догматическое богословие", с. 394).

Блаж. Феофилакт Болгарский:

Действует благодать и чрез недостойных, так что мы освящаемся и чрез недостойных иереев" (цит. по: Митр. Макарий "Православно-Догматическое богословие", 394).

Св. Григорий Богослов:

А к очищению тебя всякий достоин веры, только был бы он из числа получивших на это власть, не осужденных явно и не отчужденных от Церкви. Не суди судей ты, требующий врачевания, не разбирай достоинства очищающих тебя, не делай выбора, смотря на родителей. Хотя один другого лучше или ниже, но всякий выше тебя. Рассуди так: два перстня, золотой и железный, и на обоих вырезан один и тот же царский лик, и обоими сделаны печати на воске, чем одна печать отлична от другой? – Ничем. Распознай вещество на воске, если ты всех премудрее. Скажи: который оттиск железного и который золотого перстня? И отчего он одинаков? Ибо хотя вещество различно, но в начертании нет различия. Так и крестителем да будет у тебя всякий! Ибо хотя бы один превосходил другого по жизни, но сила Крещения равна, и одинаково может привести тебя к совершенству всякий, кто наставлен в той же вере. (Слова. Слово 40. На Святое Крещение).

Прп. Никодим Святогорец:

Так что же, скажет кто-то, – мы должны покоряться любому игумену, архиерею и правителю - даже если он недобрый? Я отвечаю тебе: что, христианин, ты имеешь в виду, говоря, что твой архимандрит или игумен недобр? Если он недобр в вере, то есть если он имеет еретические и хульные учения, то уйди от него, даже если он ангел, сошедший с неба. Если же он недобр в [собственной] жизни и подвиге, то покоряйся ему, ибо Господь говорит о таких, как он: "На Моисеове седалищи седоша книжники и фарисее. Вся убо елика аще рекут вам блюсти, соблюдайте и творите: по делом же их не творите: глаголют бо и не творят" (Мф.23:3). Но о епископах и игуменах еретиках и развращенных в вере апостол Павел сказал, чтобы мы не прилагались их учения: "В научения странна и различна не прилагайтеся" (Евр.13:9).

Почему же мы должны повиноваться архиереям и вообще всем пастырям, недобрым в житии, но не должны повиноваться архиереям (и вообще всем пастырям), недобрым в вере? Потому что архиерей, недобро живущий, никогда не станет советовать другим тоже жить плохо: ведь и сам он, совершая злые дела, стыдится их. И из одного ясно видно другое: то есть раз он использует всякое ухищрение и способ, для того чтобы скрыть от людей совершаемые им недобрые дела, то как он сможет учить им других?

(Толкование на Послание св.ап. Павла к евреям).

Источник: https://budiveren.com/index.php?option=com_content&view=article&id=955:2014-01-21-20-39-57&catid=39:2010-02-12-19-17-47&Itemid=75

В оформлении публикации использована иллюстрация из открытых источников интернета.