Найти тему
Сайт Авиационной Истории

Листая старые журналы - “Классность приобретается в классе“, журнал “Техника Молодежи” №4 за 1980 год

В журнале “Техника Молодежи” №4 за 1980 год была опубликована статья Владимира Егорова - «Классность приобретается в классе». В статье был подробно описан передвижной автокласс в автоколонне №1197 г. Бердянска Запорожского автотранспортного управления Минавтотранса УССР. На основе полученных данных от старшего инженера автоколонны Валерия Чайки, автор подробно описал использование технических средств при подготовке молодых водителей и проверке знаний опытных специалистов автоколонны. Особое внимание было уделено принципам работы некоторых приборов из состава автокласса и особенности их использования. Ниже читателю предлагаю ознакомиться со статьей про передвижной автокласс.

“Классность приобретается в классе“

Театр начинается с вешалки... Эта чуть ироническая фраза знакома каждому. И, переиначив ее, можно сказать, что водитель "начинается" не за рулем автомобиля, а за обыкновенным ученическим столом. Действительно, сейчас, когда на крупных автомагистралях скорость 100 км/ч в общем-то обычное явление, очень важны правильно поставленное обучение будущих шоферов, периодическая переподготовка опытных водителей, профилактическая работа в автохозяйствах. Для примера расскажем, как такие мероприятия осуществляются на предприятиях Запорожского управления грузового транспорта..

Так выглядит передвижного автокласса в автохозяйстве г. Бердянска Запорожского автотранспортного управления Минавтотранса УССР. Фотография © Владимир Егоров
Так выглядит передвижного автокласса в автохозяйстве г. Бердянска Запорожского автотранспортного управления Минавтотранса УССР. Фотография © Владимир Егоров

... В автоколонне №1197 знакомимся с оборудованием класса по безопасности движения. (Здесь проводятся систематические занятия, беседы с водителями и т.д.). Ведет эту своеобразную экскурсию старший инженер Валерий Чайка:

- В классе собраны разные приборы. Многие из них, конечно, фабричного производства, но часть (и этим можно гордиться) сделана руками наших умельцев. Изготовленные устройства наилучшим образом приспособлены для проверки психомоторной (двигательной) реакции водителей, адаптации (привыкание к темноте или свету) глаз, цветоощущений и т.д. Успешно мы применили и систему программного обучения правилам дорожного движения "ХАДИ-18", спроектированную студентами Харьковского автодорожного института.

Чтобы представить себе как действуют аппараты, познакомимся с их устройством.

В корпус одного из них - для проверки адаптации глаз к меняющемуся освещению - вмонтирован барабан с нанесенными дорожными знаками. Во время демонстрирования каждого символа испытуемый неожиданно ослепляется вспышкой мощной лампы, после чего подсоединенный к прибору секундомер начинает отсчитывать время, за которое глаза восстановят способность четко различать предметы.

Прибор для исследования темновой адаптации глаза. Фотография © Владимир Егоров
Прибор для исследования темновой адаптации глаза. Фотография © Владимир Егоров

Используя прибoры мы установили, что почти все шоферы нашей колонны укладываются в норму: за 5 с они полностью осваиваются с изменившейся световой обстановкой. Однако два-три человека из каждой сотни проверенных адаптируются к темноте значительно дольше - 10-12 с. Казалось бы, 5 или 10 с - разница небольшая, но в критических ситуациях (которые могут встретиться на шоссе) peшениe, как избежать столкновение, приходится принимать практически мгновенно, счет идет порой на сотые доли секунды.

Разумеется, отстранять от paботы водителей с чуть замедленными рефлексами мы не собираемся, наоборот, стараемся помочь им. Инструкторы предупреждают шофера о eгo индивидуальных особенностях, а в таксопарк мы сообщаем о том, что этого человека не рекомендуется использовать на линии в темное время суток.

Проверить психомоторную реакцию сидящего за рулем можно с помощью дpyгогo aппapaтa. Наши разработчики назвали его «Измеритель». Он питается от сети напряжением 220В. На передней панели «Измерителя» расположены четыре лампочки и столько же кнопок «проверки». Задача испытуемого: пpи загорании одной или двух лампочек быстро нажать на соответствующие кнопки. Программа «Измерителя» рассчитана на 15 различных комбинаций лампочек и сра6атывает только при правильных действиях шoфеpa. Если он oшибaeтся, то секундомер сразу же начнет отсчитывать штpaфнoe время. С помощью довольно простых статистических методов лeгкo установить среднее время двигательной peaкции человека, а сопоставив эту цифру с индивидуальными показателями каждого человека, можно определить, насколько eгo скорость реакции отличается от нормы.

Определение цветоощущения и скорости реакции водителя. Фотография © Владимир Егоров
Определение цветоощущения и скорости реакции водителя. Фотография © Владимир Егоров

Проконтролировать физическое cocтoяние водителя перед началом работы помогает электронный пульсометр. Уже само название говорит о его назначении. Прибор состоит из рабочего блока, зажима и пульта управления. Закрепив зажим на пальце, достаточно одной-двух секунд, чтобы на электронном табло появилась цифра, указывающая частоту пульса. Если дaнныe неудовлетворительны, водитель направляется на дополнительное обследование.

Теперь перед нами две разработки, созданные для анализа транспортных ситуаций, а в конечном счете - для лучшего усвоения правил дорожного движения. Это два электронных табло. С помощью первого шоферы экзаменуются на предмет, как они знают сигналы светофоров или peгyлировщика. Пyльт управления с тремя тумблерами: один из них меняет на табло силуэт пocтoвoгo, другой включает основные сигналы светофора, а последний - дополнительные секции дорожной сигнализации.

Второе табло - «Перекресток» - более сложная система. Благодаря ему проверяются теоретические знания, приобретенные на занятиях.

Электронное табло "Перекресток". Фотография © Владимир Егоров
Электронное табло "Перекресток". Фотография © Владимир Егоров

Вот некоторые его технические характеристики: с помощью 82 «автомобилей» и 9 «трамваев» на табло можно отработать 720 вариантов различных дорожных ситуаций. 615 лампочек показывают направления движения транспорта. На экране возникают любые типы перекрестков: равнозначный, главной улицы с второстепенной, с изменением направления движения на главной улице и т.д. Кроме того, где желательно поставить «регулировщика» или же включить «светофор». Все операции выполняются автоматически.

Стенд с изображением дорожных знаков цифровое табло для проверки времени реакции водителя. Фотография © Владимир Егоров
Стенд с изображением дорожных знаков цифровое табло для проверки времени реакции водителя. Фотография © Владимир Егоров

Taблo действует в трех режимах:

«Мультипликация» - прибор сам обозначает на экране различные типы перекрестков со всеми дорожными знаками, изменяет направление движения транспорта. Программа идет непрерывно - словом, перед собравшимися как бы демонстрируется фильм о правилах дорожного движения.

«Разводка» - преподаватель задает на экране определенную ситуацию, а экзаменующийся должен с помощью пульта управления, укрепленного на его рабочем столе, правильно вывести «машины» с перекрестка.

«Игра» - инструктор включает любой из вариантов программы, а каждый из шести участников, отвечающий за свою «машину», старается правильно миновать перекресток, не нарушив правила. Ошибки испытуемых регистрируются в особой графе на табло. Если решение неверно, то против номера машины (тут же, на табло) загорается лампочка и одновременно раздается сигнал, похожий на свисток постового. В программе учтены даже, казалось бы, малосущественные требования - например, соблюдение соответствующей дистанции между автомобилями.

Использование технических средств при подготовке молодых водителей и проверке знаний опытных специалистов, работающих в нашей автоколонне, уже доказало свою эффективность. В будущем мы надеемся значительно усовершенствовать оборудование учебного класса.

© Владимир Егоров, специальный корреспондент

Источники:

1. В. Егоров - Классность приобретается в классе, журнал "Техника Молодежи" №4 за 1980 год