Найти тему

Как защититься от потребительского экстремизма

Оглавление

Клиент требует вернуть деньги за услугу? Первым делом следует разобраться, действительно ли вы оказали некачественную услугу, или же вы столкнулись с «потребительским экстремизмом».

Под потребительским экстремизмом обычно понимают недобросовестное поведение потребителя в корыстных целях с помощью манипулирования законодательством о правах потребителей.

Цель – получить вашу услугу бесплатно.

В результате предприниматель может потерять не только деньги, но и силы, время и нервы.

Что делать, чтобы не стать жертвой потребительского экстремизма

Как минимум, составить договор, условия которого не позволят предъявлять необоснованные требования.

При этом очень часто с потребителями заключается публичный договор, т.е. такой, условия которого для исполнителя не меняются, а заказчик соглашается с ним, оплатив стоимость. Именно в таком договоре, который называется оферта, следует предусмотреть максимально выгодные для вас условия.

При этом нельзя включать в оферту условия, ущемляющие права потребителей. К таким условиям, например, относятся:

  • лишающие или ограничивающие права потребителя, предусмотренные законом
  • навязанные дополнительные услуги
  • возлагающие на него предпринимательские риски

Какие условия необходимо включить в договор

Так называемые существенные условия, без которых договора не существует (например, конкретную услугу, срок, место, объем и порядок ее оказания). Иначе у покупателя будет возможность не заплатить вам или он сможет потребовать свои деньги назад.

Какие условия крайне рекомендую включить в договор:

  • условия, которые смогут подтвердить, что вы предоставили потребителю информацию, предусмотренную п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей. Предоставить ее нужно, чтобы обеспечить потребителю возможность компетентного выбора, при том, что у него нет специальных знаний о характеристиках услуг;
  • подробные условия гарантии на результат услуги, если вы устанавливаете гарантийный срок. Если на качество результата услуги могут повлиять последующие действия потребителя, то нужно прописать их. Если такие действия предусмотрены в гарантийном обязательстве, а потребитель их не совершил, суд может признать, что исполнитель больше не несет ответственности за качество предоставленной услуги;
  • условие о неустойке за просрочку оплаты услуг в разумном размере, например 0,1% от неуплаченной суммы за каждый день просрочки. Если потребитель ее допустит, а потом с вас начнет что-то требовать, то вы сможете выставить встречное требование;
  • условие о необходимости соблюдения претензионного порядка. Такое условие в договоре с потребителем не делает его обязательным, но если потребитель будет о нем знать и соблюдать его то, возможно, не придется тратить силы и средства на судебные споры;
  • если вы планируете обрабатывать полученные от потребителя персональные данные в целях, которые не связаны с исполнением договора, включите в договор согласие потребителя на обработку этих данных (п. п. 1, 5 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных).

Такое согласие может понадобиться, например, если вы планируете передачу данных третьим лицам, не являющимся стороной по договору с потребителем.

Обращаю Ваше внимание, что с 01.09.2021 действуют требования, утв. приказом Роскомнадзора от 24.02.2021 № 18, к содержанию согласия на обработку персональных данных.

Будьте внимательны, потому что закон и Роспотребнадзор на стороне потребителя. Но если вы оказали качественную услугу и работаете в правовом поле, то суд встанет на вашу сторону.

Если нужна помощь, пишите!