Этим летом Стас Ротахин «порвал» статистику: окончил школу с аттестатом 10,0, сдал на «сотки» ЦТ по белорусскому и обществоведению и не добрал всего 3 баллов до ста на истории. МЛЫН.BY поговорил со Стасом о его успехах и нужности ЦТ, о выгорании отличников и бесполезности золотой медали.
«За 3 месяца выучил полный курс обществоведения»
— Как все-таки набрать 100 баллов?
— Если у человека хорошо с самоорганизацией, то — брать и учить. Но таких людей я встречал мало. Поэтому лучше обращаться к проверенному репетитору. Школа может помочь, но факультативы проводятся раз в неделю — этого мало. Я, например, занимался каждый день, просто по разным предметам.
— Как ты готовился к тестам?
— Начну рассказ с обществоведения. Нашему правовому классу предложили поучаствовать в республиканском конкурсе «Фемида». Кому-то в команде надо было выучить обществоведение и сдать тест. Моей целью было выиграть конкурс, — и я выучил общество. А еще в прошлом году у нас была дистанционка. Я подумал: почему бы не использовать время с пользой? И за 3 месяца выучил полный курс обществоведения.
— Тебе что, просто… стало скучно?
— Можно и так сказать (смеется). Я люблю жить с целью! Поставил цель — выучил. Поэтому в 11 классе я всего лишь закреплял обществоведение на тестах и помогал друзьям подтянуть предмет. Это тоже помогло мне усвоить предмет. А мои ребята сдали в итоге на 80 баллов.
По белорусскому языку у меня была хорошая база, поэтому я подучивал его самостоятельно с поддержкой учителя. А вот по истории я занимался с репетитором в онлайн-формате.
— Ты ходил на репетиционные тестирования? Они принесли пользу?
— Считаю, что РТ очень важно. Благодаря ему на ЦТ я не волновался насчет организационных моментов и заполнения бланков. А вот в самих заданиях нас внезапно ждал сюрприз: неожиданно для каждого абитуриента, сократили тестовую часть А и увеличили более сложную часть Б!
— Изменилось ли что-то в самих заданиях?
— Обычно в тестирование не включают информацию «мелким шрифтом» из учебников. Этот год стал исключением! Мне повезло: я выучил сноски, потому как штудировал учебники «от» и «до». Но многие оказались к этому не готовы. Что подтверждает количество стобалльников.
— Ты ожидал, что сдашь на сотку сразу два экзамена? Как отреагировал, когда узнал?
— Кричал от радости и всем про это рассказывал! Вдвойне приятно, что результаты по белорусскому пришли в день рождения моей мамы.
Но если отбросить скромность, то — да, ожидания были. На всех этапах по белорусскому у меня было 90 баллов, по обществу на последних двух — по сотке, после этого грех было не набрать максимум. На каждом этапе РТ по истории я плюсовал по четыре балла: 78, 82, 86… А на ЦТ получит 97.
«Я не знаю, какая система покажет знания ученика полностью»
— Если бы у тебя была возможность поменять в ЦТ, что бы ты поменял?
— Мне понравилось частично верное задание — оно повышает шансы абитуриентов на высокие баллы. Но при этом люди, которые хотят получать максимум, лишаются такой возможности из-за системы подсчета. Человек, который «натыкал» с десяток заданий, может получить 4-50 баллов. А тот, кто сделал всего 4 ошибки (проверил это лично) — получает 80. Это действительно несправедливо.
— Что лучше проверяет подготовленность: тест или экзамен в школе?
— Тест. Изложение можно списать, а тест затрагивает все темы предмета, от орфографии до пунктуации. Устный экзамен по истории, конечно, сложнее ЦТ, ведь надо рассказывать о событии в больших подробностях и быть готовым к вопросам.
Есть еще такой момент: ЦТ — это про логику. Если пять лет будешь решать ЦТ — наберешь баллы, даже не зная тему. Конечно, я говорю про гуманитарные науки. Поэтому даже не знаю, какая система покажет знания ученика полностью.
— Если бы был выбор: или ЦТ, или экзамены, что бы ты убрал?
— На мой взгляд, тестирование лучше устного экзамена, где субъективный фактор все же играет большую роль. Еще многие волновались именно из-за школьных экзаменов — при том, что они не сильно важны. Мне кажется, их легко можно объединить с ЦТ, а в аттестат заносить годовые оценки. Да, исчезает возможность «поправить положение», но на это есть четыре четверти.
«Иногда так хотелось написать хоть что-то на 2/2!»
— А как у тебя с волнением дела обстояли? Какую роли оно сыграло?
— Перед ЦТ не волновался совсем, даже проспал восемь часов. Для меня это рекорд. Ведь в школьные времена мой режим был такой: я спал с четырех ночи до семи утра. До четырех я решал тесты, писал сочинения, а потом ложился, а затем шел в школу. Кроме школы увлекался пением, танцами, я вообще человек сцены. Часто вел мероприятия в школе. Ну и гулял с друзьями, конечно.
— Я пытаюсь представить твой стандартный школьный день, и получается с трудом…
— Школа в идеале заканчивалась в три. Но вместе с факультативами и репетициями я оставался там до часов пяти-семи. Приходил домой и просто вырубался до полуночи. Если просыпался и понимал, что слишком устал, то в школу я не шел — родители не возражали, потому что знали, что я все равно буду работать в этот «выходной» день.
— Ты всегда хорошо учился?
— Кстати, нет. В начальной школе все отличники, я не был исключением. Но когда в мою жизнь пришла сложная математика и физика, то учеба покатилась. До класса седьмого я и отличная учеба — это были разные вещи. Потом мне сказали, что есть шанс на медаль. И так как в истории нашей школы было немного медалистов, выбора «учиться плохо» просто не осталось. Я усердно работал на медаль, посещал репетитора по математике последние три года учебы. Учителя понимали, что гениального физика или математика из меня не получится, но видели, что я стараюсь, и поддерживали.
— Никогда не хотелось… не быть отличником?
— Если честно, то… всегда. В одиннадцатом классе особенно. Очень давит обязанность получать десятки. Иногда так хотелось написать хоть что-то на 2/2 и ничего не делать! Но какой-то внутренний принцип не позволял мне так поступать. К тому же отличники всегда — это местное «справочное бюро». Тебя постоянно дергают: скинь дневник, скинь задания, дай списать — ежедневно! Я не злой человек, мне не жалко, но люди не понимают, насколько это раздражает.
В результате из-за напряжения, из-за того, что я мало спал, практически не отдыхал даже на выходных, я срывался на друзей, и даже на родителей. У меня были истерики, я плакал, бил подушки — серьезно! Я благодарен родителям за то, что они вынесли все это. С друзьями мы поговорили в конце года, поняли, что это была стрессовая ситуация, и мы разошлись хорошо.
— Как думаешь, без этих нервов можно обойтись?
— Ну, если я найду такого человека, я с ним обязательно поговорю. Мне кажется — нет. Я мог бы жалеть, что так вкладывался в учебу. Но… нет. Не жалею.
«После школы мы выходим никем»
— По твоим ощущением, насколько школьное образование поддерживает тебя по жизни?
— После школы мы выходим почти никем. Она дает нам основы предметов, а хотелось бы — жизни. Допустим, есть предмет «Астрономия». Скорее всего, меньше одного процента школьников свяжут жизнь с космосом и планетами. Но этому курсу уделяется целый год. Вместо него можно было бы добавить жизненный факультатив. Например, по финансовой грамотности, которая у нас полностью отсутствует — мы даже не знаем, как заплатить коммуналку или как рассчитываются зарплаты. Или организовать половое воспитание. Я убежден, это нужный предмет: у меня есть много примеров, когда девушка рожала в 16, в 17 лет. Не потому, что она какая-то «неправильная»: она банально не знала, как правильно предохраняться.
— Что бы ты еще изменил в школьной системе?
— Я бы хотел, чтобы золотая медаль была действительно нужна. Сейчас она позволяет без экзаменов пройти в педагогический или аграрно-технический. Что делать, если ты туда никогда не хотел? Получается, что все мучения из-за учебы — не для тебя, а для авторитета школы, которые соревнуются за количество медалистов. Да, для нас в этом году сделали красивые мероприятия, даже подарки подарили. Но это не стоит медали. Хотелось бы, чтобы она давала весомое преимущество, а не только возможность поступления на «экономически востребованные специальности».
— Куда сам планируешь поступать?
— На специальности «Информация и коммуникация», факультет журналистики. В классе седьмом я начал писать в школьную газету и понял, что мне это интересно. Потом понял, что хочу попасть в телевизор! Узнал, как поступить на журфак, начал публиковаться в районных и областных газетах. Но в одиннадцатом классе я поучаствовал в проекте «Студент БГУ на неделю» — и понял, что мне интереснее тема пиара и рекламы.
— Как думаешь, будешь так же хорошо учиться?
— Знаю, что учеба на журфаке будет мне нравиться. Но, мне кажется, отличником я уже не буду: поначалу будет сложно, а потом я привыкну и буду просто получать удовольствие от процесса.
Автор статьи: Екатерина Сиводедова
Автор фото: из архива героя и открытых интернет-источников