Найти в Дзене
Per aspera ad astra

Станица Качалинская. Волгоградская область

Недалеко от берега реки Быстрый Проток - одного из рукавов Дона, находится станица Качалинская. Она расположена на месте одной из древних переволок в 45 км к северо-западу от Волгограда в Иловлинском районе Волгоградской области. Год основания станицы точно неизвестен. В письменных источниках, датированных XVI столетием, упоминается местечко Качалино. «Весною 1667 года из верхних и нижних казачьих городков сходились партии казаков к Паншинскому и Качалинскому», — сообщает «Историческое описание земли войска Донского». Из этого следует вывод, что уже в 1667 году на месте станицы уже было поселение. Причём первоначально оно находилось на местности между Доном и Быстрой (на картах сейчас обозначена как река Быстрый Проток). История у Качалинской, как и всех казачьих станиц, достаточно бурная. Таково уж казачество. Не было в его истории, наверное, ни одного спокойного года. Всё время случались какие-то события. Вот некоторые вехи истории станицы Качалинская: Как видно, станица пережила мно

Недалеко от берега реки Быстрый Проток - одного из рукавов Дона, находится станица Качалинская. Она расположена на месте одной из древних переволок в 45 км к северо-западу от Волгограда в Иловлинском районе Волгоградской области.

Год основания станицы точно неизвестен. В письменных источниках, датированных XVI столетием, упоминается местечко Качалино. «Весною 1667 года из верхних и нижних казачьих городков сходились партии казаков к Паншинскому и Качалинскому», — сообщает «Историческое описание земли войска Донского». Из этого следует вывод, что уже в 1667 году на месте станицы уже было поселение. Причём первоначально оно находилось на местности между Доном и Быстрой (на картах сейчас обозначена как река Быстрый Проток).

История у Качалинской, как и всех казачьих станиц, достаточно бурная. Таково уж казачество. Не было в его истории, наверное, ни одного спокойного года. Всё время случались какие-то события. Вот некоторые вехи истории станицы Качалинская:

  • Считается, что именно отсюда во времена царя Ивана Грозного знаменитый атаман Ермак Тимофеевич начинал свой Сибирский поход.
  • В начале 18 столетия в районе Качалино Игнат Некрасов и Кондратий Булавин собирали народ для восстаний. В результате военных столкновений между царскими войсками и восставшими Качалино было уничтожено пожарищем. Со временем местечко восстановили.
  • В 1723 году в нем останавливался Петр I во время похода на Персию.
  • В 1781 году Качалино было перенесено на нынешнее место, а уже через пять лет полностью уничтожено пожаром, но затем восстановлено.
  • В годы Гражданской войны окрестности станицы стали ареной ожесточённых боёв между «красными» и «белыми». Железнодорожный узел много раз переходил из рук в руки. Удивителен тот факт, что почти все качалинские казаки оказались на стороне Советской власти. Многие из них прославились в боях в составе легендарной Конной армии Будённого.
  • В феврале 1942 года в Качалинской формируется 48-я отдельная танковая бригада под командованием полковника Артемия Павловича Сильнова. К сожалению, её боевой путь оказался коротким. Вся бригада в мае 1942 года погибла в ходе трагического наступления советских войск под Харьковом.
  • Во время Сталинградской битвы качалинские железнодорожники проявили массовый героизм, обеспечивая перевозку военных грузов под огнём вражеской авиации. Для защиты Сталинграда войска подкрепления разгружались в Качалино и своим ходом продвигались к передовой, которая проходила всего в 8 километрах. 27 июля 1942 года вражеская авиация нанесла самый массированный удар по Качалинскому железнодорожному узлу. Здесь были разрушены все станционные пути, вокзал, депо и прилегающие жилые дома. За время боёв многие вагоны с воинскими грузами были уничтожены фашистской авиацией, убиты и ранены сотни людей. Но как только смолкали взрывы, путейцы выбирались из своих укрытий, засыпали воронки, заменяли искореженные шпалы и рельсы. И снова шли поезда, приближая победу над врагом.
  • В 2006 году, когда в нашей области стояла сухая и жаркая погода, Качалинская пострадала от степных пожаров. Огнём тогда было уничтожено около 30 домов. Я в тот год проезжал через станицу, видел последствия. Жуткое зрелище. По одной стороне улицы стоят дома, возле них кипит жизнь, люди общаются между собой. А напротив вместо домов только обугленные печные трубы да остатки стен и заборов. А за ними чёрная из-за пожаров степь. Огонь тогда пришёл со степи, люди пытались его остановить, но тщетно. К сожалению, ситуация с пожарами повторилась потом в 2010 и в 2017 годах. Хорошо хоть последствия были не такими страшными.

Как видно, станица пережила много разных событий. Я бывал тут неоднократно, в основном, проездом. Последний раз в 2019 году. Все фотографии в статье сделаны во время той поездки.

К Качалинской мы ехали со стороны московской трассы мимо яблоневых садов. Садами владеет ООО "Сады Придонья". Просто так туда не пройти.

-2

Далее наш путь пролегал мимо элеватора в Качалино. Его отлично видно с московской трассы. Тут стоит сделать уточнение. Люди иногда путают названия Качалино и Качалинская. В старых документах станицу действительно называют местечком или поселением Качалино, но это было раньше. Сейчас её название - Качалинская. А вот Качалино - это посёлок при одноимённой железнодорожной станции. Посёлок и станица расположены рядом, они практически сливаются. Но посёлок был основан намного позже станицы - в 1880 году. Население посёлка сейчас гораздо больше населения станицы. В Качалино проживает около 2300 человек, а в Качалинской примерно 440 (в лучшие годы там проживало почти шесть с половиной тысяч жителей). Этот случай, кстати, не единственный в нашей области когда небольшой некогда посёлок или хутор становится больше станицы. Например, население хутора Перекопка в Клетском районе 850 человек, а население станицы Перекопская, в юрт которой входил этот хутор, сейчас около 75 человек (когда-то было 1580).

А вот и станица Качалинская. В своё время была важным перевалочным пунктом, т.к. расположена в одном из мест максимального сближения Волги и Дона. При городке действовали сразу три торговые пристани — Качалинская, Воронежская в 15 км выше по Дону и Белявская в 5 км ниже. Со стороны волжского города Дубовка в Качалино везли лес, деготь, смолу, железо и хлеб, в обратном направлении — крымские и донские вина, сухие фрукты, деревянное масло, свиное сало. Грузы везли на больших повозках, которые назывались фуры.

-4
-5
-6
-7
-8
-9

Дружелюбный обитатель станицы. Он с интересом наблюдал за нашей экскурсионной группой.

-10

От станица до Дона рукой подать. Горы на горизонте на фото ниже - это уже правый берег Дона.

-11

Станица расположена в живописном месте. С одной стороны бескрайние степи, с другой пойменные леса и Дон. Качалинская расположена от него примерно в четырёх километрах. Непосредственно у станицы находится озеро Стоялое - скорее всего старое русло одного из притоков Дона. По весне тут всё утопает в зелени. Красивые и тихие места, в которых отдыхаешь душой. Впрочем, других на Дону и не бывает.

-12
-13
озеро Стоялое на окраине Качалинской
озеро Стоялое на окраине Качалинской

В станице есть несколько достопримечательностей. Первая - это развалины Троицкой церкви. От неё осталась лишь колокольня и фундамент. Про церковь будет отдельная статья.

-15

Вторая - это дом купца Бабушкина. Хоть это и памятник, состояние его оставляет желать лучшего.

Третья достопримечательность - это обелиск в память о Ермаке, который вроде бы тут родился. Но это не факт. Дело в том, что в России есть немало населённых пунктов, которые также считаются родиной Ермака. Так что он, получается, много где родился. Но вот где именно, об этом история умалчивает. Но обелиск в Качалинской всё же установлен. И даже стадион в станице называется Ермак.

А четвёртая достопримечательность - это братская могила. В ней похоронены советские воины, павшие в Сталинградской битве, а также комиссар 1-й Конной армии Бахтуров П.В. - уроженец Качалинской, участник Первой Мировой и Гражданской войн. Погиб в Таврической губернии (ныне республика Крым) в 1920 году.

Ну а главными достопримечательностями станицы являются конечно же пейзажи вокруг неё. Но их лучше увидеть своими глазами. Тем более, что от Волгограда до станицы рукой подать - всего 45 километров.

Если вам понравилась статья, ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь на канал. Всегда рад новым читателям. Полный список статей канала можно найти здесь