Мы не понимаем детей, причём часто не понимаем их почти с рождения. Когда ребёнок рождается, то мы, конечно, очень внимательны: чистенький ли, сыт ли, хочет/не хочет спать; мы сверяемся с таблицами и ревностно следим за развитием — когда начал поднимать головку, когда стал водить глазами за предметом, улыбаться.
Здесь всё хорошо. А потом, когда это уже хоть и маленький, но уже и ходящий и говорящий человечек, нам кажется, что его интересы — это (если здоров сыт и ничего не болит) игрушки, игра, ласковое отношение близких — это в общих чертах.
А какие мысли "гуляют" в детской головушке?
— Ну, какие там могут быть мысли? Так, на уровне песочницы.
А я расскажу вам случай из жизни четырёхлетнего ребёнка — рассказ из первых рук.
По моим воспоминаниям и ощущениям это был июнь (1948 год): звонкое пение птиц, стрекот насекомых, яркая зелень, жаворонок в небе. 6 мая не стало дедушки, так что скорее всего это середина месяца — сороковины (это я уже потом поняла).
Бабушка с утра не поехала на работу, а что-то готовила, а потом сказала: "Мы с тобой сейчас пойдём далеко — надень платье, носочки и сандалии, и панамку".
Шли долго, я устала, но жаловаться не посмела. Странное какое-то место: везде холмики, над ними какой-то предмет непонятный (бабушка сказала, что это кресты). Подошли к одному из них, рядом скамеечка. Бабушка убрала вокруг, села, глаза покраснели, но она их быстро вытерла, и я лишь услышала тихое: "Петенька, Петенька, как же я без тебя!"
Мне она сказала коротко, что там лежит дедушка. Не очень понятно. Взяла меня за руку, и мы пошли обратно, но не сразу домой, а зашли в очень красивое здание — его каждый увидит, кто едет из Москвы и въезжает в Пушкино — Никольский храм.
Там было очень много народу, и рассмотреть я его не могла, а только увидела свечи и услышала красивое пение. Вероятно, это была Троица. Идти до дома километра 3-4, устала. Бабушка предложила мне отдохнуть, покачаться на качелях, которые мне недавно соорудил папа, а сама пошла домой.
Раскачиваться я не стала — так, чуть-чуть. Сижу и думаю, как это — человек был, и вот его нет. Холмик один. А я? Я есть, я живу. Мне 4 года. А что было, когда меня ещё не было? ОЙ, а ведь и меня когда-нибудь не станет: я вырасту, у меня будут дети, а потом я стану старушкой и ... А я не хочу. Как же быть...
Но маленький ребёнок, не "испорченный" знаниями и расчётами — это ещё ангел, в нём ещё живёт божественная чистота и мудрость. Я вдруг почувствовала, что ничего нельзя поделать с течением жизни.
И вдруг откуда ни возьмись спасительная мысль, будто где-то я слышала, что человек после ухода вновь рождается через 300 лет. На душе как-то посветлело, и я даже стала качаться. Качнулась, оттолкнулась, зачерпнула сандалем песок, сняла его, высыпала и чуть-чуть насыпала на ладошку.
Смотрю. Вот что бы вы подумали, увидев ребёнка, разглядывающего в ладошке песчинки? Ну, разглядывает и разглядывает — эка невидаль. А знаете, что я при этом думала?
— Маленькие какие, рыженькие, зачем-то в сандалии набились.
И вдруг, как молния, мысль: "А вдруг там, внутри этих песчинок тоже есть земля, небо, дома, люди — живут себе и не знают, что они ... в песчинке и очень-очень маленькие?"
Я смотрела на них и видела в каждой из них мироздание, хотя слова этого и самогО понятия, конечно , не знала. Но это ещё не всё. Меня буквально "ошпарила" мысль: "А что если и наше небо, земля, домА и мы сами — всё это уместилось ... в песчинке.?"
Соотнести эти два странных предположения - открытия было трудно, и я ... пошла домой. Пришла, села в большое старинное кресло, а так как моих рук не хватало, чтобы положить их на оба подлокотника, я притулилась к одному из них и стала обдумывать то, что пришло в голову: мироздание, песчинки, жизнь, её окончание, опять жизнь — мне было немного страшно, и я сидела молча.
Бабушка, войдя в комнату и увидев меня в виде комочка в кресле, подошла, спросила, не болит ли что-нибудь, потрогала губами лоб (нет, не горячий!), удивилась моей сосредоточенности, ещё раз спросила, не болит ли что, и ушла. И в сАмом деле, чему удивляться: малышка прошагала километров 8, устала, вот и притулилась и отдыхает.
Она несказанно удивилась бы, да и не поверила бы, что мысли маленького ребёнка каким-то божественным чудом заглянули во Вселенную, в тайну жизни, сопротивляясь её недолговечности, и поверили в её возвращение.
Мы, взрослые люди, закрученные, заверченные повседневной жизнью, заботами, успехами или неприятностями, всякими выяснениями и прочим, можем ли предположить вот такой уровень мыслей и чувств у своего 4-х (5, 6-ти) летнего малыша? Ведь его даже разговорить на такие темы трудно — он не всё сможет объяснить, сформулировать. Может быть, стОит присмотреться к своим наивным "несмышлёнышам", попробовать понять и установить ту душевную связь, которая впоследствии будет так нужна и им и вам. У них на уме не только игрушки ...
Автор: #олимпия_засухина 77 лет.
Читайте наш канал в телеграм — по этой ссылке