Найти в Дзене
Записки Шурика

Мой «Топ-10» конвертов пластинок фирмы «Мелодия». Часть II.

Продолжение моего «Топ-10» конвертов пластинок фирмы «Мелодия» в произвольном порядке. Первую часть можно прочитать здесь. 1983 г. год. Ансамбль «Синяя птица» – «Синяя Птица» во Дворце Спорта в Лужниках. Художник – Юрий Балашов. Этим альбомом «Синяя птица» вернула себе подрастерянную репутацию ансамбля, штампующего хиты. Один из лидеров СССР по гастрольным сборам выпустил «лайвовый» альбом, что было большой редкостью для фирмы «Мелодия». Правда, оказалось, что все песни были записаны в студии, но учитывая все плюсы этого альбома, на этот маленький обман обращать внимания не хочется. Оформление альбома абсолютно под стать его содержанию. Мы привыкли к обложкам пластинок ВИА, на которых в лучшем случае был групповой портрет ансамбля. Изредка этот портрет был с проблесками фантазии и небольшим разнообразием сопутствующих деталей. А тут - сплошное «фэнтези» : летательный аппарат, стилизованный под металлическую птицу, на котором летят музыканты ансамбля. Вероятно, это была отсылка к ку

Продолжение моего «Топ-10» конвертов пластинок фирмы «Мелодия» в произвольном порядке. Первую часть можно прочитать здесь.

1983 г. год. Ансамбль «Синяя птица» – «Синяя Птица» во Дворце Спорта в Лужниках. Художник – Юрий Балашов.

«Синяя Птица» во Дворце Спорта в Лужниках.  Художник – Юрий Балашов.
«Синяя Птица» во Дворце Спорта в Лужниках. Художник – Юрий Балашов.

Этим альбомом «Синяя птица» вернула себе подрастерянную репутацию ансамбля, штампующего хиты. Один из лидеров СССР по гастрольным сборам выпустил «лайвовый» альбом, что было большой редкостью для фирмы «Мелодия». Правда, оказалось, что все песни были записаны в студии, но учитывая все плюсы этого альбома, на этот маленький обман обращать внимания не хочется.

Оформление альбома абсолютно под стать его содержанию. Мы привыкли к обложкам пластинок ВИА, на которых в лучшем случае был групповой портрет ансамбля. Изредка этот портрет был с проблесками фантазии и небольшим разнообразием сопутствующих деталей. А тут - сплошное «фэнтези» : летательный аппарат, стилизованный под металлическую птицу, на котором летят музыканты ансамбля. Вероятно, это была отсылка к культовым в СССР альбомам Electric Light Orchestra 1977 года «Out Of The Blue» и Boney M 1978 года «Nightflight To Venus».

А через два года, в 1985 , «Синяя птица» выпускает абсолютно непохожий по настроению альбом «Осенний этюд».

«Осенний этюд» Художник Ю. Балашов, фотограф С. Борисов.
«Осенний этюд» Художник Ю. Балашов, фотограф С. Борисов.

Альбом, предвкушающий закат славы легендарного ансамбля, да и закат направления «ВИА» в целом. На мой взгляд, это был последний достойный альбом представителей вокально-инструментального жанра. И авторы конверта Юрий Балашов и Сергей Борисов, кажется, каким-то образом это почувствовали, и передали настроение обладателям этого диска. Подробнее об этом альбоме можно прочитать в публикации «Этюд об "Осеннем этюде"»

1983 год. Группа Стаса Намина – «Сюрприз для Мсье Леграна». Художник Павел Шегерян.

 «Сюрприз для Мсье Леграна».  Художник Павел Шегерян.
«Сюрприз для Мсье Леграна». Художник Павел Шегерян.

Павел Шегерян работал штатным художником на фирме «Мелодия», оформил не один десяток конвертов, в том числе и несколько пластинок и концертных плакатов группы Стаса Намина. Но из всех его работ мне больше всего запомнился альбом 1983 года «Сюрприз для Мсье Леграна». Не знаю, была ли эта пластинка сюрпризом для самого Мишеля Леграна, но для поклонников Группы Стаса Намина этот альбом, записанный на французском языке, точно был очень неожиданным.

Не думаю, что идея оформить пластинку, как почтовое отправление была оригинальна. Но неискушенных потребителей отечественной музыки этот конверт точно впечатлил. И не только потребителей, но и производителей – чему подтверждение диплом второй степени на конкурсе «Мелодии» за лучшее оформление пластинки. Единственным недочетом этой пластинки считаю отсутствие логотипа Группы Стаса Намина на конверте – кажется, этот ансамбль первым приучил своих поклонников к тому, что практически на всех их пластинках название группы имело «фирменное» оформление.

1985 год. Запомнились две шикарные пластинки, оформленные художником Петром Стуенко:

Эдуард Артемьев – «Тепло Земли» (диплом третьей степени на конкурсе «Мелодии» за лучшее оформление пластинки )

«Тепло Земли» Художник Петр  Стуенко
«Тепло Земли» Художник Петр Стуенко

Оркестр П/У Павла Овсянникова – «Звездный Вираж».

«Звездный Вираж».  Художник Петр  Стуенко
«Звездный Вираж». Художник Петр Стуенко

В обоих случаях оформлялись пластинки с ярко выраженным «электронным» звучанием. Но если в случае с «Теплом земли» даже первый взгляд на пластинку убеждал, что на ней будет нечто в стиле Pink Floyd , то обложка «Звездного Виража» оставляла поле для фантазий. Как, собственно, и музыка, записанная на ней.

Не уверен, что мой "Топ-10" совпадет с Вашим. Но именно эти пластинки мне понравились и запомнились.

  Фото из Ежеквартального каталога-бюллетеня № 2 (1984 год) ВФГ "Мелодия"
Фото из Ежеквартального каталога-бюллетеня № 2 (1984 год) ВФГ "Мелодия"