Найти в Дзене
STUDIO 36

Репортажная фотография. Часть 1.

Репортажная фотография - та разновидность фотографического искусства, которая, несмотря на мнимую простоту, требует от фотографа большого объема знаний, качественной подготовки, насмотренности, а также быстрого и острого мышления.

Главная особенность репортажной фотографии заключается в её повествовательности. Хороший фоторепортаж - это законченная история, мало нуждающаяся в текстовых пояснениях. Каждый отдельный снимок, который делает фоторепортер, является маленьким кирпичиком, выстраивающим большую и наглядную стену, расписанную ходом события, лицами участников, эмоциями и динамикой.

Снимая репортаж, фотограф должен помнить, что он не является участником действия, выступая в роли стороннего наблюдателя, желательно - непредвзятого и объективного. Истинная объективность, к сожалению, недоступна даже профессионалам экстра-класса: фотокорреспондент в любом случае пропускает увиденное через свой авторский взгляд, вкладывая в происходящее собственную точку зрения, иногда - сам того не замечая. Но это не значит, что к объективности не нужно стремиться. Лучший путь к ней - всестороннее освещение происходящего.

Особняком стоит событийная съемка, являющаяся, по сути, производной репортажной фотографии, но следующая собственным принципам. Событийная съемка подразумевает выполнение той задачи, которую поставил перед фотографом заказчик: как правило - частное, или же юридическое лицо, столкнувшееся с необходимостью фиксации проводимого им события, поэтому событийная съемка подразумевает субъективность, ведь каждый заказчик стремится выставить свое мероприятие в наиболее выгодном свете. Здесь фоторепортер сталкивается, порой, с необходимостью маскирования недостатков, вынужден подчеркивать достоинства, да и в целом является подобием живой кисти, закрашивающей "визуальный мусор", но обводящий в рамку "вкусное и яркое". Есть ли в этом игра с совестью? Иногда - несомненно, но это подводит нас к важному выводу, который применим как к событийной съемке в частности, так и к репортажной фотографии в целом.

Этот вывод очень прост: если вас интересует чистое творчество - занимайтесь художественной фотографией, пейзажными съемками, или же уходите в концептуализм. Репортажная фотография - всегда игра с конъюнктурой: ваши снимки, так или иначе, влияют на восприятие события. Поэтому думайте, что вы снимаете и зачем, не упускайте важные моменты, а также стремитесь к честности, хотя бы - перед самим собой.

Конец первой части.