Рубрика канала "Для специалистов"
3 года назад я …
… прошла переподготовку на логопеда;
… активно веду группу «окологопедической» тематики, т.е. у меня есть куча ссылок на видео с постановкой звуков от разных авторов, игры, игрушки для автоматизации, лайфхаки, ошибки при постановке и все, что может пригодиться. (будут в конце статьи)
«Кейс» начинающего логопеда
Но моему ребенку ставит звуки другой логопед. Как так произошло? Причин много, озвучу для вас список:
1. Иметь образование, диплом, опыт и работать – это разные вещи.
Я имею диплом об очном высшем образовании, когда я училась обучение длилось 5 лет. У меня больше 10+ лет стажа работы с детьми, и 6+ лет стажа работы в бюджетных учреждениях. Преподавала математику с 6 по 9 класс, информатику - с 3 по 11. Когда было время, я решала контрольные по высшей математике.
Если бы у меня был выбор, как бы я работала? В принципе сейчас у меня он есть, поэтому я работаю с учениками 7-9 класс (математика), 9 класс (информатика). Почему?
Потому что это моя ниша – мне нравится работать с этим возрастом, у меня куча материалов для работы, куча заданий, методик в голове, я знаю как должно идти, что может пойти не так. Я могу объяснить так, что поймут даже те, кто сидят за стенкой. А ребенок в силу своих возможностей тоже. От меня зависит 50% успеха.
Да, теоретически я могу взять заниматься и 3-клашку, и 11-классника, но уверенно гарантировать свои 50% успеха я не могу. И если на «нишевой» возраст я могу прийти на занятие без готовки, то к 11-класнику я готовлюсь 3 часа, а оплата за занятие такая же. Нерентабельно. Решать контрольные стало тоже нерентабельно.
Да, я могу отсмотреть видео по постановке звуков, «откатать» на своем ребенке, потом смогу поставить другим детям. А время коррекции таково, что ребенок стремительно приближается к школьному возрасту и ждать, пока я вникну и его научу у него нет. С ЗРР получилось даже так, что ребенок вышел из ЗРР к тому моменту, как я поняла методику работы с ЗРР, а не алалией, ЗПР и т.д.
Репетитор международного уровня или про ученика из «Индии»
2. Знать и понимать это разные вещи.
Когда мы делаем домашние задания от логопеда до меня начинает доходить то, что я читала и видела. Например, нормы артикуляции для меня не доступны. Звуки у ребенка я не «слышу», у меня «замыливается» восприятие, как у мамы. Когда звуки поставили, то он их выговаривал, «печатал», как диктор советского телевидения. А читать инструкции куда ставить язык, вспоминать, что такое альвеолы, признаюсь честно мне «скучно». А вот геометрию объяснять не скучно))
3. Личные особенности.
Неуверенность, страх ошибиться, нацеленность на «идеальный» результат. Проработать это тоже нужны время и деньги.
2,5 образования
4. Столкнулась в жесткой критикой коллег в отношении методики работы других коллег, других родителей, которые занимаются дома с детьми. (***, ***, ***, ***, ***)
5. Согласна с тезисом, что мама не может/ не должна заменить специалиста. (***)
Что может и должна мама делать для своего ребенка с речевым/ неречевым диагнозом?
- Повышать свою психолого-педагогическую компетентность для того, чтобы ребенок приходил на занятие адекватным, управляемым, воспитанным, мотивированным.
- Мое образование логопеда помогает мне корректировать речевой диагноз (назначаю обследования, консультации у узких специалистов с периодичностью раз в 6-12 месяцев). Невролога в поликлинике нет. Даже если бы она была, то у нас не такой «тяжёлый» случай, чтобы она внимательно занималась коррекцией. «Все хорошо»= «Справитесь сами/ лечить бесполезно».
- Мое образование логопеда помогает мне осознанно относиться к коррекции от логопеда, и грамотно обосновывать для семьи ее необходимость.
- Мое образование логопеда помогает активно готовиться к школе, предупреждая возможные проблемы.
Если я вас не убедила и вы хотите ставить звуки сами, то вам будут полезны следующие ссылки:
Так же просто, как сварить борщ (***)
80 YouTube-каналов логопедов для специалистов и родителей (***)
Мама-логопед (***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***)
+ Советы родителям по логомассажу (***), обучению чтению (***), пониманию речи (***)