Найти в Дзене

Радиоуправляемые самолеты. Безопасность полетов.

Наверно у каждого обладателя радиоуправляемых моделей самолетов случались печальные ситуации, когда из-за отказа аппаратуры или ошибки управления происходило крушение или потеря своего крылатого друга. Сталкивался с такими же ситуациями и я. То пропадет связь с пультом управления из-за большой дальности полета или непредвиденных внешних помех, то самолет улетит так далеко, что я теряю ориентацию, где у него перед и куда он движется... И в каждом подобном случае я задумывался, а как бы сделать так, чтобы минимизировать такие риски? Подсказку к решению этой задачи дало увлечение моего сына радиоуправляемыми квадрокоптерами, собранными на базе полетных контроллеров Arducopter и программного обеспечения Ardupilot. Благодаря встроенным гироскопу, акселерометру, барометру и установленному модулю GPS (навигация по спутникам), эти квадрокоптеры умеют ориентироваться в пространстве, запоминать точку взлета, зависать на определенной высоте, летать по заранее заданному маршруту. А ч

Наверно у каждого обладателя радиоуправляемых моделей самолетов случались печальные ситуации, когда из-за отказа аппаратуры или ошибки управления происходило крушение или потеря своего крылатого друга. Сталкивался с такими же ситуациями и я. То пропадет связь с пультом управления из-за большой дальности полета или непредвиденных внешних помех, то самолет улетит так далеко, что я теряю ориентацию, где у него перед и куда он движется...

И в каждом подобном случае я задумывался, а как бы сделать так, чтобы минимизировать такие риски? Подсказку к решению этой задачи дало увлечение моего сына радиоуправляемыми квадрокоптерами, собранными на базе полетных контроллеров Arducopter и программного обеспечения Ardupilot. Благодаря встроенным гироскопу, акселерометру, барометру и установленному модулю GPS (навигация по спутникам), эти квадрокоптеры умеют ориентироваться в пространстве, запоминать точку взлета, зависать на определенной высоте, летать по заранее заданному маршруту. А что самое главное, в случае аварийной ситуации (потери связи с пультом или понижение питания), квадракоптер умеет вернуться назад на точку взлета и приземлиться в это же место!

Планирование полета в Mission Planner самолета под управлением контроллера
Планирование полета в Mission Planner самолета под управлением контроллера

Если бы такой же контроллер установить на самолет, чтобы тот всегда анализировал ситуацию и, в случае возникновения проблем, возвращал его обратно владельцу. Оказывается, что разработчики программного обеспечения Ardupilot создали прошивку для контроллера с аналогичными возможностями и для самолета и назвали ее ArduPlane!

В следующих статьях я попытаюсь рассказать что нужно сделать и с чего начать, чтобы установить и настроить необходимое оборудование самостоятельно на свой самолет. В итоге, моим достижением стал полностью автономный полет самолета Cessna-182 с размахом крыла 1,6 метра, осуществивший автовзлет и автопосадку.

Надеюсь, что и у вас все получиться!

Какие преимущества дает полетный контроллер на борту самолета?

Для начинающего пилота (и не только) самое большое преимущество - уверенность в успешном полете и минимум рисков при ошибочных действиях. Вот простой пример: в память контроллера своего самолета я записал программу с автовзлетом и автопасадкой с привязкой к своей взетно-посадочной полосе. Благодаря этой программе, самолет может сам взлететь, сделать полет по указанным мной точкам и приземлиться в указанное место. Какие возможности я получаю от этой программы? Например, у меня не получается взлет (ветер боковой, плохо управляю рулем поворота или элеронами от переживания). Тогда ставлю самолет на взлетную полосу (или катапульту, или готовность для запуска с руки), переключаю на пульте тумблер и перевожу контроллер в режим Auto. Самолет самолет сам взлетает по прямой. Если запуск осуществляется с катапульты или руки, то его понадобится только метнуть вперед. Когда самолет успешно взлетел и находится в небе на безопасной высоте, то в любой момент (но, пока он не дошел по программе до точки посадки) можно перевести с пульта режим полета в Manual и просто полетать, полностью управляя самолетом в ручном режиме. Если с удержанием курса что-то не получается или надо пролететь ровно, то можно переключиться в режим Stabilize и самолет сам будет удерживать высоту и направление. При этом, его полет и направление можно продолжать координировать с пульта. Если самолет улетел очень далеко и его плохо видно, то переключателем с пульта переводим полет в режим RTL (Return to Launch) - возвращение домой. Самолет сразу выставит положение газа в нужный параметр и повернет в сторону точки взлета, набирая высоту 100 метров (если он был ниже, иначе останется на той же высоте) и вернется к точке взлета, продолжая кружить вокруг с радиусом 50 метров.

Контроль реального полета на ноутбуке
Контроль реального полета на ноутбуке

Ниже можно посмотреть видео, как на практике работает режим RTL.

Если самолет улетел так далеко, что прервалась связь с пультом управления, то контроллер отследит потерю сигнала, сработает система защиты Failsafe и переведет самолет в режим RTL, вернув его к точке взлета, продолжая кружить над ней. Когда самолет начнет летать над головой, останется только переключиться в режим Manual и продолжить полеты или посадить его. Если с посадкой возникли проблемы (опять же ветер, нервные переживания), то переводим самолет в режим Auto. Тогда контроллер сам поймет, что уже взлетел (пропустит точку взлета в программе, т.к. высота уже достигнута), продолжит двигаться по точкам программы, которые еще не пролетел и, в результате, сам посадит самолет.

Настройка система защиты Failsafe
Настройка система защиты Failsafe

Установленный на самолет полетный контроллер с прошивкой ArduPlane дает возможность использования шести режимов полета. Какой конкретный режим (их больше, чем шесть) для каждого из шести вариантов задается через Mission Planner. В своей практике я использую четыре режима, которые мне очень помогают:

Настройка режимов полетного контроллера
Настройка режимов полетного контроллера
  • Manual - обычное управление самолетом с пульта. В этом режиме контроллер не участвует в управление полетами, но постоянно отслеживает основные параметры полета: высоту, скорость, положение в пространстве, напряжение аккумуляторов, наличие связи с передатчиком и работоспособность всех систем (барометра, магнитного компаса, гироскопа, акселерометра, модуля GPS). При любой ошибке оборудования передает информацию пилоту и, в зависимости от настроек, переводит самолет в состояние Failsafe, включая нужный режим.
  • Stabilize - стабилизация. Возвращение и сохранение горизонтального положения самолета. При этом скорость перемещения не контролируется, а управляется пилотом. При недостаточной скорости самолет может уйти в сваливание. Эту особенность надо учитывать.
  • Auto - полет по заданным точкам. В этом режиме самолет будет стараться достичь указанные координаты точек (включая высоту) и выполнять в них действия (если они запрограммированы для конкретной точки). В этом режиме важна исправная работа модуля GPS.
  • RTL - возврат на точку взлета. В этом режиме самолет поднимается на заранее заданную высоту, достигает точку взлета и начинает кружить вокруг нее с ранее запрограммированным радиусом. По умолчанию, высота составляет 100 метров, а радиус кружения 50 метров. Если на момент поступления команды перехода в RTL высота была больше заданной, то самолет по умолчанию останется на той же высоте и достигает точку взлета на ней не снижаясь. Можно запрограммировать снижение до нужной высоты. В этом режиме важна исправная работа модуля GPS.

С чего начать?

К сожалению, не на каждый самолет можно поставить полетный контроллер. Начать надо с того, чтобы Ваша модель обладала достаточными размерами, позволяющими разместить дополнительное оборудование на борту, не нарушая при этом центр тяжести. Подъемные характеристики самолета должны позволять поднять в воздух лишние 100 грамм, не нарушая летные качества модели. Из моей практики разместить оборудование на самолете с размахом крыла менее 1,4 метра будет достаточно сложной задачей. Нужно будет прибегать к различного родам ухищрениям - искать контроллер в исполнении mini, отказываться от корпусов модулей (извлекать из них сами платы). Если Ваша модель удовлетворяет этим критериям, то переходим к следующей статье - выбору оборудования.

По мере написания материала ниже будут активироваться ссылки на новые статьи, рассматривающие следующие вопросы:

Полетный контроллер

Программное обеспечение

Приемник и передатчик

Телеметрия

Модуль GPS

Магнитный компас

Бортовое питание

Настройка контролера

Первые полеты

Автовзлет и автопосадка

Что еще можно добавить на борт

Камера

Видеопередатчик

OSD модуль

Видео шлем

Спонсор канала компания Stop-leaks