Найти тему
Папирус бывшего жреца

Египет, покоривший Ассирию

Египетское культурное влияние на Ближнем Востоке простиралось далеко за границы земель, когда-то подчинённых фараонам.

Богиня Иштар в египетском стиле. Слоновая кость.
Богиня Иштар в египетском стиле. Слоновая кость.

В частности, когда Египет был захвачен Ассирийцами, то мода на египетское стала так популярна, что специальные мастерские производили огромное количество вещей, требуемых обеспеченной публикой.

Бараноголовый сфинкс. Слоновая кость.
Бараноголовый сфинкс. Слоновая кость.

Помогало то, что ещё задолго до ассирийцев, египтоманией болели богатые финикийские города:

Детские сфинксы. Слоновая кость.
Детские сфинксы. Слоновая кость.

Финикийский стиль изделий из слоновой кости отличается использованием образов, связанных с египетским искусством, таких как сфинксы и фигуры, носящие фараонские короны, а также использованием сложных методов, таких как ажурная резьба и инкрустация цветным стеклом.

Построенные ассирийским царем Ашшурнацирпалом II, дворцы и кладовые города Нимруда содержали тысячи резных изделий из слоновой кости. Большая часть служила инкрустацией мебели или небольшими драгоценными предметами, такими как шкатулки.

Ашшурнацирпал II. Статуя из Британского музея.
Ашшурнацирпал II. Статуя из Британского музея.

Большинство этих вещей- в "египетском" стиле. Но сделаны финикийскими, или ассирийскими мастерами.

Да, бог Ра. Вырезанный...ассирийцами!!!
Да, бог Ра. Вырезанный...ассирийцами!!!

Большие, плоские лица, коровьи уши и четкий парик, разделенный посередине пробором и плотно прилегающий к лицу крупными локонами, взяты из египетских изображений Хатхор, египетской богини, связанной с радостью, музыкой, любовью и красотой. Изображения украшены техникой клуазонне, в которой небольшие клетки со стенками, вырезанные в слоновой кости, были бы инкрустированы цветным стеклом или полудрагоценными камнями. Следы оригинальной инкрустации сохранились в волосах головы в центре:

Слоновая кость из Нимруда.
Слоновая кость из Нимруда.

Две похожие на фараонов фигуры, стоящие по обе стороны ветвящегося дерева, увенчаны двойной короной Египта. Они также носят бороды, ожерелья и плиссированную короткую юбку, подпоясанную на талии с центральной подвеской, украшенной узором и уреем с обеих сторон. Каждый держит скипетр с бараньей головой в правой руке, в то время как фигура слева держит кувшин в левой руке; неясно, что держит другой человек. Над сценой- крылатый солнечный диск, а над ним- горизонтальная панель с уреями.

Изделие декорировано в технике перегородчатой инкрустации, при которой перегородки—стененные ячейки—врезаются в поверхность и снабжаются инкрустациями из цветного стекла или полудрагоценных камней. Ни одна из инкрустаций не сохранилась, несмотря на обширные перегородчатые украшения на верхней и нижней рамах, волосы сфинксов, глаза, боковые замки, широкие воротники с подвесными каплями и висячие передники:

Слоновая кость из Нимруда.
Слоновая кость из Нимруда.

Вот сфинксы попирают побеждённых.

Мужские фигуры носят длинные, подпоясанные и плиссированные одежды, опираются на левый локоть и сгибают ноги в коленях, а их головы резко повернуты вправо лапами сфинксов над ними. Их головы обернуты тонкими повязками, а волосы оканчиваются одним прямым и одним вьющимся боковым локоном. В египетском искусстве образ гибридного существа, топчущего пленных, связан с триумфом фараона над врагами. Однако смысл в данном контексте неизвестен, так как это произведение было сделано не для египетской аудитории:

Слоновая кость из Нимруда.
Слоновая кость из Нимруда.

Эта шора для боевого коня украшена рельефом с сидящим сфинксом, носящим урея и солнечный диск на голове. Другой крылатый урей и солнечный диск обращены к сфинксу слева. За сфинксом -картуш, прикрепленный к лотосу. Иероглифическая надпись внутри картуша -финикийское имя: "Джунен." :

Слоновая кость из Нимруда.
Слоновая кость из Нимруда.

Младенец сидит в профиль на искусно вырезанном цветке лотоса. Одетый в длинную мантию, он прижимает палец к губам. Тонкий, плавный стиль резьбы и украшения в технике перегородчатой инкрустации-все это характерно для финикийского искусства. Несколько других элементов, также заимствованных из египетского искусства, включают широкий воротник усех, боковую прядь («локон юности») и корону с горизонтальным бараньим рогом:

Слоновая кость из Нимруда.
Слоновая кость из Нимруда.

Мотив младенца, сидящего на цветке лотоса, известен из египетского искусства, где он представляет рождение бога солнца.