О том, как для Клода Моне был важен сад, говорят его слова: «Кроме живописи и садоводства я ни на что не гожусь!».
В саду Моне столько всего интересного, столько замечательного для нас, садоводов-любителей, что я не могу пройти мимо и не рассказать вам о нем.
Художник-новатор, один из основателей импрессионизма Клод Моне (1840-1926) прожил долгую, насыщенную разными событиями жизнь, и 43 года из них он посвятил своему саду в Живерни. Эта небольшая деревушка в 80 километрах от Парижа стала местом притяжения, меккой для людей, интересующихся ландшафтным искусством и садоводством.
Сам художник считал сад своей мастерской, он создавал его для рисования. Моне тратил на него силы, время, деньги от поступлений за проданные картины. Он создавал свой мир, в котором бесконечно мог изображать природу, воду, отражения, тени, свет.
Свое поместье он полюбил сразу. Узнав случайно, что неподалеку от того места, где он тогда жил, сдается участок с домом, он тут же арендовал его, а затем и выкупил. Это был 1883 год.
Моне путешествовал, искал вдохновение и сюжеты в разных местах, но понял, что настоящее счастье находится дома. По его словам, он перестал искать природу, а пригласил ее к себе.
С того времени он рисовал картины, черпая сюжеты и вдохновение в Живерни, рисуя сад, пруд, окружающую природу.
Он жил большой семьей в каменном доме с зелеными ставнями со своей второй женой Алисой, двумя сыновьями от первого брака и шестью детьми от первого брака второй жены. Несмотря на то, что семья постоянно нуждалась в деньгах, художник продолжал писать картины по зову сердца, а не то, что можно было с легкостью продать.
В саду он действовал так же, по зову сердца, не взирая на правила и обычаи, которые царили тогда в ландшафтном дизайне. Ему нужна была натура: цвет, свет, для этого он создавал собственный мир, наполненный яркими красками и бликами.
Первым делом на центральной аллее усадьбы он убрал хвойные и фруктовые деревья, заменив их на розы и сакуры. Он с фантастической страстью заказывал и высаживал огромное количество семян, группируя растения по цвету крупными куртинами, полосками, устраивая прямоугольные цветники с обеих сторон прямых дорожек.
Сад Моне соединил в себе прямолинейность французских садов и живописность английских в сочетании с неповторимым стилем самого художника.
Его клумбы нередко были одной высоты, растения сочетались по цвету, как краски в палитре, переливались и бликуя между собой.
В разные сезоны все новые и новые краски раскрашивали окружающий пейзаж в саду Моне. Буйство тюльпанов и нарциссов. Ошеломляющее цветение глицинии, рододендронов, сиреней. Знаменитые ирисы в окружении пионов. Осеннее царство георгин, настурций и астр.
Розы, розы, розы! Арки, увитые прекрасными цветами, штамбы, кусты. Моне с легкостью сочетал их с простыми цветами окрестных полей: маками, васильками.
Моне высаживал растения очень близко друг к другу, одним из первых использовав принцип плотной посадки. Настолько плотную посадку растений редко используют даже в современных садах.
Со временем дела Моне пошли в гору, и он смог купить соседний участок, отделенный от основного железной дорогой. Железную дорогу убрали, но на ее месте осталась автомобильная, и участок Моне так и остался разделен. Поэтому к знаменитому пруду, окруженному плакучими ивами и живописными зарослями можно пройти только через подземный туннель под дорогой.
Моне повернул ручей, обустроил пруд в японском стиле, завершив пейзаж мостиком, увитым глицинией. Однако мостик покрашен зеленым, а не в традиционный для японского садового искусства красный цвет. Он высадил здесь все известные сорта водных лилий, и они зацвели. Именно здесь проводил Клод Моне особенно много времени, написав в общей сложности более двухсот семидесяти картин с прудом и кувшинками.
Клод Моне стремился поймать, отразить любое изменение света в своих картинах, он мог рисовать один и тот же пейзаж бесконечное количество раз, ловя мгновения. Можно сказать, что он писал не объекты, а впечатления от них в определенное время суток, ощущения от ускользающего света.
Клод Моне отдавался страсти садоводства всем сердцем. За долгие годы он приобрёл специальные знания по ботанике и садоводству, и даже вывел несколько новых гибридов растений вместе со своими помощниками.
После смерти художника в 1926 году сад перешел в наследство младшему сыну Мишелю, но тот практически не бывал в Живерни. За садом ухаживала и поддерживала в надлежащем виде Бланш Моне, жена старшего сына Жана и одновременно падчерица Клода Моне, одна из дочерей Алисы. Она стала художницей, ученицей и помощницей своего отчима, ухаживала за ним. Она прожила до 82 лет, и после ее смерти сад пришел в запустение.
Но к счастью, в 70-х годах были начаты масштабные реставрационные работы по восстановлению дома и сада, и сейчас поклонники творчества Моне могут вновь наслаждаться знаменитыми видами и пейзажами.
Сад Клода Моне - самое масштабное творение великого художника, пример творческого подхода и ярко выраженной индивидуальности при создании сада.
Рекомендую почитать другие статьи моего канала:
Дача Чехова в Ялте: сад "вечной весны"
Три удивительных сада, созданных писателями
Если вам близка тема красоты и гармонии в саду, подписывайтесь на канал, ставьте 👍, будем дружить и обмениваться мнениями😁