Найти тему

Секретные магазины для номенклатуры СССР

Оглавление

Одним из самых ярких примеров двуличия и лицемерия партийного руководства в СССР было существование скрытой от простых людей системы распределения дефицитных товаров и услуг.

На словах народ и партия были едины
На словах народ и партия были едины

Причем формирование номенклатурного зазеркалья началось буквально сразу после революции 1917 года. Но максимального рассвета система спецраспределителей достигла в брежневские времена.

Источник: caa-network.org
Источник: caa-network.org

Номенклатура отоваривалась в своих магазинах, замаскированных под различные учреждения. Продукты распределялись через «столы заказов» - на руках у посетителя должны были быть талоны, которые распространялись среди своих.

Причем "столы заказов" были разных видов. Для высшей партийной номенклатуры это была одна сеть, для других, пониже рангом и попроще, другая, соответственно тоже попроще - и по ассортименту, и по уровню обслуживания. Получить талон на посещение в такой "стол заказов" мог и обычный человек, получивший его на своем предприятии за какие-нибудь заслуги. А так туда всегда, благодаря системе распределения, имело доступ руководство предприятий, институтов, ведомств и так далее.

источник: vk.com/decomunization
источник: vk.com/decomunization

В столах заказов, помимо получения права на приобретение того или иного продукта, практиковалось так же формирование продуктовых наборов к какому либо празднику. Его состав был вполне обычным по сегодняшним меркам:

  • копченая колбаса
  • шоколадные конфеты
  • сыр
  • чай
  • кофе
  • консервы
  • коньяк или шампанское

В наборах для номенклатуры все было похоже, только колбаса была "покопченее", чай, кофе и шампанское иностранными, и добавлялась красная и черная икра.

-4

Качество и цены для номенклатуры

Продукты там были как обычные, которые могли встретиться в обычном магазине, так и дефицитные, более высокого качества. А так-же там можно было купить иностранные товары из западной Европы, которые в принципе не могли появиться в простом магазине. В номенклатурном магазине можно было обнаружить каталоги с товарами, наподобие тех, что были в "Березках".

-5

Помимо богатого (по советским меркам) ассортимента, отсутствия очередей и наличия вежливого персонала, в этих секретных распределителях были удивительные цены – в среднем в два раза ниже, чем в магазинах для всех остальных.

-6

Отдельно стоит остановиться на качестве продуктов. В номенклатурный «стол заказов» зачастую попадали продовольственные товары, выпущенные в отдельных цехах или вообще на комбинатах, производящих продукцию только для номенклатурной сети. Колбаса там была реально из мяса, а продукты, выращенные на полях, без следов ядохимикатов после обработки колхозной химией.

Ну а простолюдинам оставалось давится в каждодневных очередях за продуктами сомнительного качества.

-7

Секция 200 в ГУМ

Еще одним из ярких и показательных примеров существования государства для избранных, стала одна секция в ГУМе - так называемая «двухсотка». Этот отдел в универмаге так же обслуживал избранных – высшую партийную номенклатуру.

-8

Вход в нее был скрыт от посторонних глаз - он был спрятан в отделе по продаже тканей. Войти в 200-ю секцию можно было по специальному пропуску. Но попасть туда мог и простой смертный – за выдающиеся заслуги перед страной его могли премировать разовым приглашением.

Именное такое приглашение получил Юрий Гагарин после полета в космос. В дальнейшем это стало традицией – разовый пропуск получали все советские космонавты, вернувшиеся на землю.

На прилавках «200-ки» был тот же самый товар, что и в ГУМе, только он там был всегда – одежда, обувь, куртки, дубленки и так далее и опять же таки по ценам в два раза ниже, чем эти вещи стоили в том же универмаге. Дефицитные вещи, если попадали в продажу, очень быстро расхватывали и они кончались, а в этом отделе их можно было приобрести без очередей и толкотни.

Простые люди в ГУМе стояли в привычных очередях
Простые люди в ГУМе стояли в привычных очередях

Но главное было не это – в этой секции продавалась одежда и товары иностранных производителей – например французские духи, а так же модная одежда известных итальянских и французских фирм, американские джинсы. То есть то, о чем обычный советский обыватель мог только мечтать.