Многие еще помнят замечательного клоуна, выступавшего под псевдонимом Карандаш. Это был Михаил Николаевич Румянцев, Герой социалистического труда, народный артист СССР. Выступал со своей собачкой Кляксой. В сороковые-пятидесятые годы стал привлекать к выступлениям своего ученика Юрия Никулина.
Этот клоун был и киноартистом. Снялся в нескольких документальных и художественных фильмах.
Но мало кто знал, а сейчас, возможно, уже никто и не знает, и не помнит, что у Михаила Николаевича был брат. Естественно, тоже Румянцев. Только вот имя его я, к сожалению, забыла. И жил этот брат далеко от своего прославленного родственника - в Казахстане, а именно - в Караганде. И не было у этого брата ни семьи, ни дома, ни денег - ничего.
Но у него был талант. Он был потрясающий художник. И он стоял на грани. Было понятно, что еще немного - и беспробудное пьянство убьет этот дар божий.
Тогда в Караганде - а это были шестидесятые-семидесятые годы - жило много интереснейших людей. Карлаг ли тому причиной? Крупнейший ученый мира Александр Леонидович Чижевский, поэт Николай Заболоцкий, наш первый писатель-фантаст Михаил Зуев-Ордынец - "Сказание о граде Китеже". И был один замечательный фотограф Витя Стонис, родом из Каунаса. Правильно его имя звучало Витюникас или Витаутас, не помню. Но мы всё - Витя да Виктор. Всегда был как денди лондонский одет, но если того требовал хороший кадр, особый ракурс, мог лечь на дорогу при всем своем параде. Однажды мой муж увидел на покрытом льдом озере изумительный цветок и позвонил Виктору. Они оба провалились под лед, но снимок ледяного волшебного цветка украсил тогда не одну газетную полосу...
Ну мог ли Виктор пройти мимо таланта Румянцева? Да никогда! Он взял его под свою опеку. Нашел комнатку - правда, в полуподвальном помещении, но в самом центре города, рядом с замечательным Дворцом культуры горняков. Оплатил это жилье на много месяцев вперед. Купил необходимую мебель, посуду, одежду и т.д. Ввел жесткий режим - никаких бутылок, только - работа, творчество. И, главное, обеспечил художника заказами!
Одним из первых, кто заказал творцу свой портрет, был редактор местной областной газеты Игорь Владимирович Казанцев. Этот удивительный человек, поэт и писатель, дружил со многими космонавтами - после полетов их привозили в местную гостиницу "Чайка". И портрет был написан на фоне космического корабля. Он вызывал высокие чувства, невозможно было глаз оторвать.
И в городе появилось очень много людей, мечтавших о своих портретах кисти Румянцева...
А художник сиял - он писал, он стал всем нужен, всеми признан, почитаем и просто любим. У него появились деньги. Жизнь его кардинально изменилась.
К сожалению, я не знаю, как сложилась далее его судьба. Но, думаю, что неплохо. Наша семья переехала в Россию и связи были прерваны.
Не знаю я и отношения художника к прославленному брату. Но, судя по всему, связь они не поддерживали.
Такие вот бывают жизненные перипетии.
Один творческий человек не пожалел сил, времени и денег, чтобы помочь другому творческому человеку. Вот какие были отношения.
И много ли таких примеров мы знаем сейчас?