Экстренная психологическая помощь после тяжелых событий.
Чрезвычайными называются события, источник которых является обезличенным, это катастрофы, как природного, так и техногенного характера.
Экстремальные события - это войны, теракты, различные акты насилия, где угроза исходит от человека. Наиболее тяжело восстанавливаться именно после таких событий.
Выделяют два вида экстренной психологической помощи, которые могут применяться для облегчения травм, спровоцированных тяжелыми событиями:
1. Индивидуальная первичная помощь.
2. Групповая помощь - дебрифинг.
Последующая за этими двумя вариантами экстренной помощи реабилитация проходит в несколько этапов. Эти этапы сопоставимы с длительной психотерапией.
Индивидуальная первичная помощь.
В случаях, когда происходит травмирующее, тяжелое событие, психолог приходит сам, пострадавший не является инициатором обращения. Психолог осуществляет какие-то необходимые организационные моменты, оценивает, какая именно помощь необходима в первую очередь. Ориентируется при этом на пирамиду потребностей, разработанную Абрахамом Маслоу, известнейшим американским психологом, основателем гуманистической психологии.
"Пирамида потребностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога Абрахама Маслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей. Изначально идея была изложена в работе Маслоу «Теория человеческой мотивации»(1943), более подробно — в книге 1954 года «Мотивация и личность» (Motivation and Personality).
Потребности Маслоу распределил по мере убывания важности, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить её красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, — стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация)." (Пирамида потребностей по Маслоу, Википедия).
Сначала необходимо позаботиться о том, чтобы у пострадавшего были удовлетворены витальные, базовые потребности. Психолог представляется и проговаривает все аспекты взаимодействия на ближайшее время. Если человек находится в шоковом состоянии, шок необходимо снять: помочь сориентироваться в происходящем, в ситуации, установить контакт, в том числе и физический (дотронуться до плеча, взять за руку, погладить). Психолог должен быть очень осторожен, помогая осмотреться. Следует аккуратно возвращать пострадавшего, спрашивая, что он видит вокруг, что слышит, что ощущает, что происходит здесь и сейчас. Чем больше человек страдает, тем меньше он защищен, так что специалисту нечего обходить, нет такого количества психологических защит, как в нормальном состоянии. Нет необходимости и в большом количестве специальных техник, самое главное - контакт и спокойный разговор, это уже само по себе большая поддержка и действенная помощь, само присутствие рядом психолога является исцеляющим. Самая главная задача - помочь отреагировать чувства, а также постараться их переформулировать таким образом, чтобы снять основную тяжесть происшедшего. Попробовать сместить фокус на те моменты, где человек был не просто жертвой событий, а проявил смелость, стойкость, боролся за свое существование, пытался спастись. Подчеркивать его собственные заслуги в том, что он выжил. Также может быть действенным методом попросить пострадавшего о помощи более слабым и поручить позаботиться о них, задания должны быть очень простыми, но их должно быть много, это может помочь восстановить самоконтроль.
"При осуществлении экстренной психологической помощи необходимо помнить, что жертвы стихийных бедствий и катастроф страдают от следующих факторов, вызванных экстремальной ситуацией (Everstine, Everstine, 1993):
1. Внезапность. Лишь немногие бедствия ждут, пока потенциальные жертвы будут предупреждены – например, постепенно достигающие критической фазы наводнения или надвигающийся ураган, шторм. Чем внезапнее событие, тем оно разрушительнее для жертв.
2. Отсутствие подобного опыта. Поскольку бедствия и катастрофы, к счастью, редки – люди часто учатся переживать их в момент стресса.
3. Длительность. Этот фактор варьируется от случая к случаю. Например, постепенно развивавшееся наводнение может так же медленно и спадать, а землетрясение длится несколько секунд и приносит гораздо больше разрушений. Тем не менее у жертв некоторых длительных экстремальных ситуаций (например, в случаях угона самолета) травматические эффекты могут умножаться с каждым последующим днем.
4. Недостаток контроля. Никто не в состоянии контролировать события во время катастроф; может пройти немало времени, прежде чем человек сможет контролировать самые обычные события повседневной жизни. Если эта утрата контроля сохраняется долго, даже у компетентных и независимых людей могут наблюдаться признаки «выученной беспомощности».
5. Горе и утрата. Жертвы катастроф могут разлучиться с любимыми или потерять кого-то из близких; самое наихудшее – это пребывать в ожидании вестей обо всех возможных утратах. Кроме того, жертва может потерять из-за катастрофы свою социальную роль и позицию. В случае длительных травматических событий человек может лишиться всяких надежд на восстановление утраченного.
6. Постоянные изменения. Разрушения, вызванные катастрофой, могут оказаться невосстановимыми: жертва может оказаться в совершенно новых и враждебных условиях.
7. Экспозиция смерти. Даже короткие угрожающие жизни ситуации могут изменить личностную структуру человека и его «познавательную карту». Повторяющиеся столкновения со смертью могут приводить к глубоким изменениям на регуляторном уровне. При близком столкновении со смертью очень вероятен тяжелый экзистенциальный кризис.
8. Моральная неуверенность. Жертва катастрофы может оказаться перед лицом необходимости принимать связанные с системой ценностей решения, способные изменить жизнь, – например, кого спасать, насколько рисковать, кого обвинять.
9. Поведение во время события. Каждый хотел бы выглядеть наилучшим образом в трудной ситуации, но удается это немногим. То, что человек делал или не делал во время катастрофы, может преследовать его очень долго после того, как другие раны уже затянулись.
10. Масштаб разрушений. После катастрофы переживший ее, скорее всего, будет поражен тем, что она натворила с его окружением и социальной структурой. Изменения культурных норм заставляют человека адаптироваться к ним или остаться чужаком; в последнем случае эмоциональный ущерб сочетается с социальной дезадаптацией." (Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях).