Где только не приходится работать геофизикам. Этой весной, к примеру, геофизики российской компании ТНГ-Групп, завершив сейсморазведочные работы на Андаманском архипелаге, благополучно вернулись домой.
Май в Татарстане выдался настолько жарким, что, пожалуй, можно представить рабочий температурный режим на Андаманах. В +37-380С наши геофизики расчищали места проведения работ, расставляли оборудование, бурили скважины, получали сигналы и проверяли их качество… Но особенностью работ на Андаманских островах был не только климат.
Шесть профилей по джунглям под зорким надзором форестера (представителя лесной полиции) дались непросто. Пять метров сплошной стены, когда даже срубленные ветви продолжают висеть, мешая движению, сцепившись длинными шипами и колючками… Когда млечный сок ядовитых деревьев пропитывает одежду и сквозь неё прожигает кожу до волдырей, когда буквально любая палка под ногами норовит укусить…
— Сезон был очень тяжёлый, — признаётся начальник партии Альберт Ахметшин.— Там, где не было рисовых чеков со змеями, шла сильно пересечённая местность, оборудование без страхующих верёвок в гору не занести. На целый месяц задержали нас перебои с поставкой взрывчатых материалов, две паромные переправы под конец работ также отнимали много времени. Перебазировки, подбазы-«времянки» — всё это требовало усилий, в первую очередь, по подбору персонала. Работать на отдалённые от деревень участки мужчин просто не отпускали их родители и жёны, в том числе из-за коронавируса.
Не раз персоналу партии приходилось вступать в дипломатические переговоры с местным населением. Особенно примечательными в этом отношении оказались 4 и 5 профили, где оборудование было порублено и выброшено в реку, кишащую крокодилами.
К крокодилам здесь отношение трепетное не только из-за страха быть укушенными или съеденными. Андаманские острова — огромный заповедник, на территории которого каждый представитель флоры и фауны под охраной. Крокодилов тоже обижать нельзя: гибель каждого расследуется, выясняются причины и виновные.
В этом году весна в Индии выдалась засушливая, реки обмелели и пересохли. Всё живое устремилось к источникам влаги, в том числе множество диких слонов. Агрессивность многотонных животных, защищающих места своего обитания, не раз пришлось испытать на себе. Петарды, которые специалисты рекомендовали применять для отпугивания обитателей джунглей, некоторых, напротив, привлекали: слоны прибегали на громкие звуки. Рвали, растаскивали оборудование.
Впрочем, из соседства с отдельными дикими животными геофизики даже извлекали пользу. В палатках, где прижились маленькие вараноподобные рептилии, пропали комары и мошки. Заметив это, сейсморазведчики в каждом «доме» завели одного-двух таких питомцев.
Специалист по бурению Мазхан Кхан выучил много русских слов. Неизменно выходя из столовой говорил повару: «Пасиба». Его индийский коллега Шуман так же привычно отвечал: «Пажалста». Он остался кашеварить на основной базе после «ухода» повара Валерия Просвиркина в джунгли, на подбазы. Координатор проекта и переводчик Вишал, проводив основной состав партии, вместе с Мазханом в Калькутте встретили оборудование, занимались его разгрузкой и перевозкой на склады.
Все эти месяцы персонал жил буквально одной семьёй и настолько сдружился, что прощаться было непросто. Геофизики из России, несмотря на все трудности, уже с теплом вспоминают экзотические острова и своих новых друзей. А те, в свою очередь, с удовольствием готовы встретиться вновь.