Найти в Дзене
Историк на диване

Пошаговая инструкция. Как создается русский шлем

Процесс изготовления доспехов, даже учитывая наличие болгарки, шлифовального станки, дрели и прочих замечательных изобретений современного человечества, дело непростое. Сегодня "Историк на диване" пошагово расскажет, как из под рук мастера выходит шлем. Недавно Александр Панаскин из Брянска сваял известное русское боевое налоговье XII - XIII веков, которое в историографии получило наименование "шлем из Райковецкого городища". И мы вместе с ним погрузились в увлекательный процесс изготовления этой важнейшей детали брони средневекового воина. Напоминим, что мы уже писали об истории находки шлема из Райковецкого городища и трагической судьбе поселения, павшего под натиском монгольских орд.

Начинается все с листа железа и болгарки, из которой мастер вырезает четыре сегмента, которым еще только предстоит стать шлемом и защитить голову отважного княжеского дружинника. Потом мастер выколачивает каждый сегмент, придавай им выпуклую форму. Далее сегменты стыкуются вместе и собираются на специальные временные зажимы. Также мастер предает нужные формы фигурным "волнистым" краям сегментов будущего шлема и оставляет вырез на макушке - для крепления навершия. Но это - только начало работы.

Ранее "Историк на диване" публиковал статью о том, каким оружием пользовались в эпоху викингов.

Теперь самое время подготовить заготовку для "навершия" на шлем. А потом правильно подогнать ее под получившуюся основу. Собственно, по уверению самого Александра Панаскина, это - самая сложная часть работы над наголовьем:

Навершия в таких шлемах это считай половина работы. По навершию сразу видно, чего достиг мастер и чего еще не достиг. Так что при выборе шлема, обращайте внимание на навершие - если оно вам нравится, значит шлем будет хорош.

Кстати, "Историк на диване" уже писал о том, сколько стоили вооружение и доспехи эпохи викингов.

Далее мастер продолжает уже более филигранную работу над навершием - ему нужно придать ему правильную, соответствующую историческому источнику, форму. В данному случае оно имеет четыре "лепестка", заходящих на каждый из сегментов налоговья и припаянный на верх "воронки" валик. Ну а затем начинается еще один непростой процесс - обтяжка двух секторов шлема латунью. Также самое время подготовить наносник. И потихоньку начинать "подбираться" к финальной сборке.

Если вам интересно, можете также почитать также про знаменитый (и потрясающе красивый) шлем из Венделя.

Теперь самая "красивая" часть работы - финальная сборка. Начинаем с обтяжки сегментов латунью. Мастер начинает проколачивать сегменты с латунным покрытием деревянной киянкой, а потом скрепляет получившиеся части шлема винтами. Далее он "примеряет" сегменты, собирая всю конструкцию на временный крепеж. Потом следует финальная подгонка, затем все детали конструкции полируются и склепываются. Потом мастер наводит финальный лоск, ставит на шлем ремни - и можно хоть сейчас идти в бой.

Реконструкцию средневекового сражения можно посмотреть здесь. Наличие шлема - обязательное условие участия в подобных схватках.

Само склепывание и подгонка шлема - процесс трудоемкий и довольно громкий. Собственно, это прекрасно видно на видео из мастерской Александра Панаскина.

В идеале, на шлем можно закрепить кольчужную бармицу для защиты шеи. А навершие украсить пучком перьев или конским хвостом. И боевое наголовье, принадлежавшее когда-то, вероятнее всего, князю или военачальнику, обретет свой законченный вид.

Шлем из Райковецкого городища работы Александра Панаскина
Шлем из Райковецкого городища работы Александра Панаскина

Ранее "Историк на диване" писал об основных мифах, которых ходят о викингах и постарался развенчать их.

Если вам понравился канал и статьи - подписывайтесь, ставьте лайки, комментируйте (все это способствует развитию и продвижению канала), предлагайте темы для новых исторических изысканий. Вместе с вами мы постараемся раскопать новые необычные факты и свидетельства древних эпох во славу Ее Величества Истории.

Автор: Алексей Зернаков

Иллюстрации: Алексей Зернаков