В России не хватает школьных учителей. Эта проблема не является новой, скорее она застарелая. О ней говорят много лет, но решить ее властям пока не удается. Еще в 2018 году эксперты Общероссийского народного фронта по результатам мониторинга заявили, что более половины российских школ ощущают дефицит учителей – предметников.
Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС оценивает существующий сегодня кадровый голод в системе общего образования в 250 тысяч учителей.
Что же происходит? Сегодня педагогов для общего образования готовит 33 педагогических вуза, находящихся под эгидой Министерства просвещения РФ, соответствующие факультеты функционируют во многих классических университетах. Где сейчас трудится многочисленная армия их выпускников? Почему кадровая проблема в российских школах является хронической? Попытаемся найти ответы на эти вопросы.
Давайте только сразу договоримся – мы не ведем речь о школьном образовании в мегаполисах. Здесь, как правило, всё хорошо, вакантные места занимают выпускники столичных вузов либо их коллеги из регионов, которые ради столичных зарплат готовы покинуть родные города. Мы не будем обсуждать также дефицит учителей в сельских школах, где педагогов не хватает еще с советского периода, и причины такой ситуации всем хорошо известны.
Поговорим о школьных кадрах в обычных российских регионах, где, по утверждению специалистов, через несколько лет после окончания вуза в профессии остаются не более 20%.
Первая и, наверное, главная причина массового исхода учителей из профессии – это, конечно, зарплата. По данным портала «Авито Работа», во втором квартале 2020 года учителя из Воронежа получали в среднем 21,7 тыс. рублей, из Новосибирска —21,1 тыс. из Волгограда — 20,6 тыс. рублей. Заметим, что большинству учителей в школах России приходится работать более чем на одну ставку. Еще в 2019 году на встрече с педагогами вице-премьер Татьяна Голикова выразила свое возмущение окладами учителей в некоторых образовательных учреждениях и высоким уровнем совместительства.
Учителя в России по-прежнему в дефиците
Поэтому значительная доля выпускников педвузов сразу же, получив диплом педвуза, расстаются с выбранной четыре года назад профессией. Особенно это характерно для преподавателей иностранного языка и информатики – в коммерческих организациях толковым специалистам этих профилей всегда рады. Другие просто уходят из профессии, переквалифицируясь на ходу в предпринимателей, менеджеров, помощников руководителей, специалистов по ногтевому сервису.
Не будем забывать, что в стране достаточно активно развивается негосударственный сектор образования – частные школы, центры дополнительного образования детей и взрослых, образовательные онлайн-платформы. Представители негосударственных образовательных структур сродни специалистам крупных футбольных клубов ведут постоянную селекционную работу, выявляя талантливых и активных педагогов в школах и делая им предложения, от которых действительно трудно отказаться.
Но было бы неверным считать проблему дефицита учителей в общеобразовательных школах только финансовой. Существуют и другие причины, которые эту проблему усугубляют. В частности, многие сегодняшние молодые люди заинтересованы в будущей карьере. А какие карьерные возможности в школе? Завуч, директор – пожалуй, всё, да и эти карьерные пути в большинстве школ для молодых перекрыты.
Многие молодые учителя, быстро ставшие «бывшими», утверждают, что покинули школу только из-за сложности адаптации в учительском коллективе. Давайте будем откровенны – очень часто ветераны народного образования не очень благосклонно относятся к своим молодым коллегам. Поводов для недовольства может набраться достаточно много – стиль общения с коллегами, построение взаимоотношений с обучающимися, манера одеваться, активность в социальных сетях. Поэтому далеко не всегда опытные педагоги становятся позитивными коучами для своих молодых коллег.
Образование сегодня превращается в сферу услуг, говорят эксперты
И наконец, еще одна проблема сегодняшнего педагогического труда – так называемый «родительский фактор». Если с советской школе главенствовал достаточно спорный принцип «Учитель всегда прав», то сегодня образование все чаще рассматривают как одну из отраслей сферы услуг, где, как известно, всегда прав клиент. Отсюда частые претензии родителей к учителям, которые иногда переходят в затянувшиеся конфликты. Педагогам, что постарше, деваться уже некуда, а молодые зачастую «хлопают школьной дверью».
В этом году, по информации Министерства просвещения РФ, количество абитуриентов, решивших поступать на педагогические специальности, увеличилось на 15% по сравнению с прошлым годом. Но это не должно особенно обнадеживать – часть из них изменят свое решение еще до 1 сентября, другие решат изменить свою профессиональную стезю в ходе учебы. А в школе останутся, как мы уже говорили в начале, процентов 20. К сожалению, предпосылок для принципиального изменения ситуации пока не просматривается.
Евгений Белый, доктор технических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, автор телеграм-канала «Наука и университеты»
Читайте больше материалов на нашем сайте