Благодать и слава.
Шестая эпоха христианской эры отчетливо пронеслась пред глазами Видящего. Силы небесные были поколеблены: существовавший порядок вещей низвергнут. По образному языку Писаний, земля потряслась и горы вернулись в море; произошло страшное потрясете и переворот всей существовавшей дотоле системы; все классы общества склонились под удар и по всеобщему свидетельству некогда отверженный, Назарянин, Распятый, Агнец Божий, победил. Твердыни языческие пали, идолопоклонство свержено со своего престола и, вместо него, первенствующее место занимает христианство. Величайшая национальная религиозная революция, какую мир когда-либо видел, изменила весь порядок вещей. Все это было изображено на сцене пророческого театра в символах и представлениях, объяснение которых по аналогии с тем же языком в других местах Библии, не могло быть иное, как то, которое мы видели.
Итак, еще одно звено прибавлено к общей цепи объяснения печатей; еще одна бороздка в пророческой скважине замка подалась под ключом истории и верность принятой здесь системы объяснения становится все более очевидною.
Что же теперь должен наблюдать пророк?
Явления сцены переданные в седьмой главе совершаются под шестой печатью; они составляют часть будущей истории открываемой этой печатью; ибо хотя принято считать, что шестая печать описывает события нами рассмотренные в предыдущей статье, но в сущности она заключает в себе три отличительных видения, переворот описанный в шестой главе, наложение печатей на 144,000 и появление великого множества людей пред престолом. На этих двух последних явлениях мы теперь и остановимся. Перед этим хорошо будет вникнуть в положение вещей после низвержения язычества и утверждения христианской религии.
Последователи Христа, некогда преследуемые, стали теперь привилегированными в государстве и, вместо того, чтобы укрываться в катакомбах и пещерах, увидели, что их религия стала как бы проводником к милости Императора, способом движения в их светском положении. Перемена вышла поразительная. Везде стали воздвигаться церкви; целые толпы ожидали крещения и состояние положения вещей было таково, что современный историк Евсевий называл то время «безоблачным днем взошедшим над церковью» и говорит, что это было «как бы отражение истинного царства Христова, нечто более похожее на сон, чем на действительность». Многие думали, что наступило тысячелетнее царствование.
Естественным последствием вторжения в Церковь этих масс, которые теперь наполняли (теснились у) ее ворот, было ложное исповедание истинной веры во Христа и в тоже время ненужное превозношение обрядов христианства. Это случилось в особенности с обрядом крещения, которому приписали чудодейственную силу. Его называли «печатью, знакомь Божьим, предохранением, прививкой нетления, спасением». На языке тогдашнего знаменитого епископа Кирилла, это было искупление плененных, оставление грехов, умерщвление, смерть греха, возрождение души, одежда света, неразрушимая святая печать, колесница на небо, райская роскошь, доставление царства, дар усыновления».
Получив крещение не задолго до смерти, Константин, по словам Евсевия, сказал: «теперь я получил печать дающую бессмертие; так, прибавляет историк, «был он возрожден и соделан совершенным, имея на себе печать Божию». «Отцы церкви» говорит Гиббон, утверждали, что «крещение на смертном одре имело действие верное и побеждающее». Неандер, Мошейм, Мильнер и другие историки Церкви дают подобное же свидетельство.
Вымысел о возрождении через крещение распространился повсюду; внешний знак смешали с внутренней духовной благодатью; крещеные были «избранные», «возрожденные», «святые». Религия таинств быстро заменила истину Евангельскую и за внешнею религиозностью не стало видно истинной доктрины оправдания.
Таково, в немногих словах, было положение вещей по отношению к христианству, которое последовало за падением язычества и держалось в Римской Империи («мире» пророчества) большую часть четвертого столетия.
К этому-то периоду пророческой истории относилось видение, показанное апостолу в первой половине седьмой главы. Каковы его главные черты?
Готовится разразиться страшная буря, но, прежде чем четыре ветра яростно устремятся на землю, ангел восходящий от востока и носящий «печать Бога живого» повелевает ангелам ветров задержать бурю доколе иъ каждого колена Израиля особенное известное число будет запечатлено для сохранения. Видящий слышал это число «сто сорок четыре тысячи».
Трудно ли найти смысл этого? Не забудем, что это язык символический. Ангелы это служители Божьих целей—ветры разрушительные действия Им употребляемые. (Ис. 21:1, 28:2, Иep. 4:11-12; Иep. 21:12; Зак. 11:14. Заметное соответствие между вихрем и трубою).
Колена Израилевы народ исповедывающий Бога. Но «не все те Израильтяне, кто от Израиля». Внешний знак наложенный рукою человеческою—видимый обряд не дают спасения, Бог имеет своих избранных; это единственно Его право запечатлеть их для жизни вечной. Это истина, которая должна быть выведена на свет. Двенадцать раз она повторяется и подчеркивается. Живой Бог один запечатлевает Своих собственных.
Какой же период избран для нового показания этой истины. Опять обратимся за ответом к неверующему историку Римской Империи. Он говорит, конечно не сознавая того словами Писания. "Угрожающая буря варваров" пишет Гиббон, "которая так скоро ниспровергла римское величие, была пока отражена или приостановлена на границах". "Буря приостановлена"! Кажется как будто человек насмехавшийся над христианством сидел у ног Апостола на Патмосе, записывая слова падавшие из его уст. "Четыре ветра земли" остановлены Божьим повелением,"что бы не дул ветер на землю!" Готы, бывшие до тех пор за границей Империи, собираются восстать со всею своей силою и взять эту обреченную территорию.
История описывает их подавляющие вторжения. "Четвертый век", говорит Галлам, "был подвержен бурям". Но на короткое время буря приостановлена.
Между тем другая сцена останавливает внимание Видящего. Глядя на верх, на престол, он видит "великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен и народов и языков стоящих пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих". Что узнает он из этого приводящего в восторг видения?
Во-первых, что эта блестящая и благословенная толпа, те, которые пришли не из легкой жизни и роскошной религиозности, но с поля битвы и от великой скорби; во-вторых, что там, а не здесь находятся полное удовлетворение и радость; и наконец, что они обязаны своим славным положением единственно только крови Агнца, в которой они омыли свои одежды и убелили их.
Это предвкушение вечной славы. 144,000 составляют только часть Церкви в каждый данный период её земной истории; все тело спасенных представлено позднее небесным Иерусалимом, четвероугольником, которого высота, длина и ширина одинакова; каждое живущее поколение составляет только одну клетку его. 144,000 или 12 раз 12,000. Скорбь великая конечно, потому что она началась с дней Апостольских и длится уже 1900 лет - их удел здесь, но их слезы буду осушены, руки, которые здесь держали меч, там будут держать пальмовые ветви и победное алилуя бесчисленного множества будет раздаваться вокруг престола.
Такие учения особенно нужны были в то время. И они были даны. Свет истины похороненный, скрывавшейся под обрядностью, таинствами и светскостью во времена КОнстантина, вновь появился. Это было во дни Августина.
Этот великий учитель по теологии по Писанию, произведения которого, по словам Мильнера, изливали свет горевший вначале скромно, а потом светивший через много веков до самой Реформации "учил преимущественно перед всеми устно и письменно (в своем "Городе Божием") доктринам о верховной благодати, избирающей, животворящей, освещающей, предохраняющей. Работа вышеупомянутая была написана, в особенности что бы показать разницу между истинными христианами и только крещеными. Первый он называет "избранными Израильтянами", "запечатленными Божьими". Он описывает их долгую скорбь, первоначальное предохранение и конечное блаженство в форме пророчества и особенно превозносит оконченное дело Господа Иисуса Христа, как причину, доставившую славу искупленным.
Новым откровением этих истин заняты последние два видения, свидетельствующие под шестою печатью.
И поразительно соответствуют они, подобно предыдущим печатям, фактам истории. "Тогда стали образовываться те общества христиан, которые впоследствии, на востоке и на западе жили в пустынях, горах, пещерах и рвах, запечатленные печатью Христа и нося поругание Христово".
В этой короткой статье невозможно конечно сделать более того, как дать короткий перечень этих событий.