Для ответа обратимся к Мазуринскому летописцу: «Лета 7078 [1570] благочестивый Государь-Царь и Великий князь Иван Васильевич всей русии послал по своих богомольцев и велел им быти у себя: архиепископам и епископам, архимандритам и игуменам, и всему священному собору на свой царский духовный совет. И им в соборне извещался, и прощения просил, и бил челом, и молол о прощении, и разрешении, и об облегчении четвертого брака и сочетании, понеже дерзнувшу ему четвертому браку приобщитися вины ради сицевыя, что прежде сего Царь и Великий князь женился первым браком, понел Романову дщерь Юрьевича Анастасию и живе с нею полчетвертенатцата лета, и вражьим наветом злых людей чародейством и отравами Царицу Анастасию изведоша, от нея же осташася два сына: царевич Иван и царевич Феодор. Потому же Царь и Великий князь приложил совокупиться ко второму браку и поя себе черкас пятигорских девицу и крестию, и нарече имя ей во святом крещении Марию, и с тою 8 лет жил, и с тою 8 лет жил, и тако же вражьим злокозиством отравлена бысть, и на мнозе болезни многоразличный претерпевши, ко Господу отвиде. Царь же и Великий князь пожда времени немало, вохоте третиему браку совокупитися, ово нужи ради телесныя, ово же и чад своих ради, поиеже совершенно возрастом недостигших, и того ради во иночество отзити невозможно, а без супружества в миру жити блазненно. И к третьему браку совокупления испытанию о девицах многу бывшу. И надолзе избра себе невесту дщерь Василия Собакина, имянем Марфу. Ненавидяй добра враг воздвиже многих людей, и враждова на царицу Марфу, еще в девицах сущие точию, имя царское возложено на нее. И тако ей точию злую учиниша. Благоверный Царь и Великий князь положе упование на Божие всещедрое милосердие, лебо исцеляет, тоят за себя девицу Марфу. И только бысть за ним 2 недели и преставися, понеже девичество не разрешил третиего браку, и царь и Великий князь о таковых много оскорбися и хотел облечися во иноческое, но паки видя христианство распленяемо и погубляемо, тако и чада его не совершенна возрастом дошедше, сего ради дерзнув и четвертому браку приобщитися. И ныне моля святительский собор и припадая, умильно прощения прося и разрешения и милсядея болезнуя о сем, дабы прощено было дело сие, и молитвовыанна за него на сем подвизашеся. И боголюбиви архиепископи и епископи таково царево смирение и моление видеша о таковом великом Божии наказании и в царской великой скорби. И боголюбивии архиепископи и епископи в преименитом храме соборные и апостольской церкви Пречистой Богородицы и Честнаго ея и Великих чудотворцев Петра и Алексея и Ионы избраша от святых апостол и святых апостол и святых вселенских седни соборов и поместных соборов о сем великом деле, пишет о сем правило.
И весь освященный собор, уповая на милость Божию человеколюбием о сем полезноваше и благовернаго царя ради его теплаго умильнаго покаяния простиша и разрешиша. А покаяния ради и очищения грехов заповедь положиша Царю и Великому князю в церковь не входити до пасхи, а на пасху Государю в церковь войти. А с лета 7081 благословили есмя и разрешили Государя-Царя и Великого енязя к пречистому хлебу после стола ходити и приимати по владычним праздникам и по богородичным, когда его, Государя, Бог сподобит, и ко святей воде и к чудотворцовым медом. Милостию же о сем Царь-Государь да творит, елико изволит. А человеколюбия ради архиепископи и епископи, архимандриты и игумены, и все богомольцы за благочистиваго Царя-Государя Великого князя Ивана Васильевича всея Русии самодержца и за его благоверную царицу и Великую княгиню Анну молити Бога и Пречистую Богородицу, и великих чудотворцев Петра и Алексея и Ионы и всех святых о государьском здравии и о многолетии и о его благоверной царице и о его благородных чадах благородном царевиче Иване и о благоверном царевиче Феодоре. А пойдет Государь благочестивый Царь против своих неверных недругов за Святыя Божия церкви и за Православную веру, и ему, Государю, ся епетимия разрешити. А по правилам святых апостол и святых отец мы, богомольцы, уповаем на милость Божию и Пречистую Его Матерь и великих чудотворцев и всех святых, взяли есмя на себя на три годы епетию и на весь освященный собор. А прочили человецы от мирских царского синклита и до простых никако же дерзнет четвертому браку гордостию дмяся или от неразумия при грозным клятвам предан, будет, преосвященным правилом даше сие писание и уставе за своими руками благочестивому царю и Великому князю Ивану Васильевичу всея Русии, по тому ему исправляти своя бессмертная душа».
То есть после смерти третьей жены Марфы Собакиной Собор архипастырей разрешил Грозному, «понеже девичество не разрешил», четвертый брак с Анной Колтовской. При этом на царя был наложена церковная епитимья - наказание, которое Иван IV легко исполнил, т.к. постоянно 2против своих неверных недругов» войной ходил.
Летописи ничего не сообщают об отношении Православной церкви к последующим двум бракам царя (с Анной Васильчиковой и Марией Нагой). Историки считают, что церковь не могла их признать на официальном уровне, поскольку они абсолютно не соответствовали официальным канонам.
Факты последующих венчаний царя с Васильчиковой и Нагой зафиксированы в обнаруженных в архивах свадебных разрядах. Историки Л.Е. Морозова и Б.Н. Морозов считают, что, по причине церковного осуждения, четыре свадебные церемонии, начиная с венчания с Марфой Собакиной, проходили в Александровской слободе без особо пышных, соответствующих царской особе, церемоний.