Олимпиада 57-летней давности показала миру небывалую, инновационную и современную Японию, которую невозможно было и вообразить после военных и послевоенных катастроф. 2020 год должен был обладать похожим духом, но прошедший год и пандемия совсем сбили с толку страну и ее жителей, которым не терпится как можно быстрее отделаться от «главного мирового спортивного события», как обычно его называют. Но не в этот раз…
«Это будет Олимпиада возрождения после пандемии». Такое выражение было использовано много раз за последние пару недель: Токио-2020 хотят сделать символом мира, выходящего из кризиса и готового вновь начать жить полноценно. Эта фраза произносилась в той или иной форме президентом МОК Томасом Бахом, премьер-министром Японии Есихидэ Суга и лидерами других государств.
Однако организация такого масштабного мероприятия в подобный период представляет собой проблему в кубе: она включает в себя трудность в создании некого «пузыря», препятствующего распространению вируса среди спортсменов, опасения японского населения, отсутствие болельщиков на мероприятиях.
Для Токио и для всего азиатского континента нынешние Олимпийские игры должны были стать точной копией того, что было организовано в 1964 году: в то время Япония показала себя миру в новом обличье – страной будущего.
В период с 1945 по 1952 годы, после подписания капитуляции, Японию оккупировали союзные державы-победители во Второй мировой войне во главе с США. Это был период военного, экономического, социального и политического обновления, начиная с написания новой Конституции, которая уменьшила роль императора.
Возможность принять Олимпийские игры в 1964 году представлялась уникальным случаем, чтобы подтвердить в глазах всего мира рождение Новой Японии: символическим был также выбор факелоносца, которым стал Есинори Сакаи, 19-летний юноша, родившийся в Хиросиме 6 августа 1945 года, всего через час после взрыва первой атомной бомбы.
Газета «New York Times» назвала Олимпийские игры 1964 года «балом дебютантов для послевоенной Демократической Японии, которая вновь вошла в мир».
Подготовка к мероприятию была впечатляющей. Роберт Уайтинг, который с ВВС США дислоцировался в Токио в 1962 году, охарактеризовал строительные площадки, шум машин и отбойных молотков как «подавляющий натиск чувств».
В 1964 году японская столица приветствовала спортсменов и туристов у дверей в новый мир: в Токио построили систему канализации, порт и две новые линии метро, 100 км новых дорог, по крайней мере, десяток роскошных отелей и 21 км монорельсовой дороги, которая соединила международный аэропорт с центром города. Все это играло, конечно, свою отрицательную роль с точки зрения загрязнения окружающей среды, но в то время этой проблеме не уделяли такого внимания, как сегодня.
Модернизация Токио ознаменовала начало периода экономического роста для Японии, привлекла внимание всего мира на казавшуюся чудом реконструкцию страны через 19 лет после окончания Второй мировой войны. Не случайно в книге «Игры» Дэвид Голдблатт называет Токио-1964 «величайшим актом коллективного переосмысления Японии в послевоенной истории».
Олимпийские игры 64-го года также запомнились тем, что представляли собой технологический водораздел в спортивной сфере: впервые были использованы компьютеры для оценки спортивных результатов с инновационными устройствами хронометража для измерения каждой сотой долей секунды.
Кроме того, впервые игры транслировались в прямом эфире по всему миру – по разным оценкам эти игры посмотрело от 600 до 800 миллионов человек, поэтому их также называют «Олимпиадой из области научной фантастики».
В Токио-2020 тоже будет достаточно технологических инноваций, на этот раз «зеленых». В олимпийскую чашу, которая будет зажжена сегодня, подается водород, так же, как и в олимпийский факел, который ознаменует официальное начало мероприятия. А энергия для производства водорода поступает из солнечной панели, расположенной в префектуре Фукусима, еще одном символическом месте, с которым Япония хочет связать чувство возрождения.
Как пример архитектурного объекта Токио-2020 можно назвать проект, переосмысленный ad hoc по ходу строительства: первый чертеж нового стадиона в столице был исполнен ирако-британским архитектором Захой Хадид, но проект отклонили и заменили на более легкую, более экологичную и гораздо менее дорогостоящую деревянную конструкцию, спроектированную архитектором Кенго Кума.
«С их огромным размахом и значением Олимпийские игры – это отличная возможность продемонстрировать технологии, которые могут помочь справиться с сегодняшними проблемами, такими как изменение климата», — сказала Мари Саллуа, директор отдела устойчивого развития Международного олимпийского комитета.
Однако пандемия замедлила многие процессы инноваций, которые Япония хотела бы представить общественности еще прошлым летом. Тем более что при отсутствии иностранных туристов Токио не сможет в полной мере использовать мероприятие как большую высокотехнологичную выставку.
В марте прошлого года агентство AP отметило, что ведущая телекоммуникационная компания Японии получила государственное финансирование размером 7,3 миллиарда иен (около 67 миллионов долларов) для разработки программного обеспечения для мобильных устройств, цель которого состояла в том, чтобы препятствовать распространению коронавирусных инфекций во время Олимпийских игр в Токио. Только вот не будет пользователей для тестирования приложения, так как игры пройдут за закрытыми дверями.
«Токио официально тратит 15,4 миллиарда долларов на подготовку к Олимпиаде, но несколько правительственных проверок оценивают затраты в более чем 25 миллиардов долларов. Сторонние инвестиции составляют лишь 6,7 миллиарда долларов, все остальное – государственные деньги», — говорится в статье.
Два года назад Олимпиада действительно казалась повтором версии 1964 года, только более современной, масштабной, красивой. В прошлом году игры могли бы, возможно, стать шансом на возрождение. Возможно… Сегодня, спустя год после запланированного начала Олимпиады, этот инновационный эффект, похоже, затерялся между страхом перед Covid-19 и организационными трудностями.
Антонина Марченко,
политический обозреватель,
собкор. в Европе
Читайте больше материалов на нашем сайте