Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА) в рамках XV Международного авиационно-космического салона представил современное оборудование по неразрушающему контролю, в том числе для контроля композитных материалов. О новых разработках корреспонденту "Технологии машиностроения" рассказал Юрий Миколайчук, начальник отдела неразрушающего контроля института.
На стенде представлены современные средства неразрушающего контроля (НК) отечественных производителей, а также технологии НК, разработанные институтом, для контроля конструктивных элементов воздушных судов в условиях эксплуатации.
Представленное оборудование неразрушающего контроля (ультразвуковые, вихретоковые, магнитные дефектоскопы и толщиномеры) — портативное, оно применяется для контроля классических металлических конструкций самолётов Ан-24, Ан-26, Ан-74 и других типов воздушных судов.
На стенде ФГУП ГосНИИ ГА представлены различные преобразователи для вихретокового дефектоскопа "Константа ВД1" (разработчик — ООО "Константа").
"Константа ВД1" — это малогабаритный прибор, удобный в работе на самолёте, работать с прибором можно вслепую, например, держа в кармане. С его помощью можно выявить поверхностные и подповерхностные дефекты в двухслойных конструкциях. Так, этим прибором проверяется коррозия нижних панелей самолётов", — отметил Юрий Миколайчук.
С появлением в начале 1990-х годов в конструкциях воздушных судов (самолёт Ту-204, Ту-214 и Ил-96) агрегатов и конструктивных элементов планера, изготовленных из композиционных материалов, возникла необходимость проведения периодического неразрушающего контроля на наличие специфических для этих материалов дефектов, таких как расслоение и отслоение обшивки, а также наличие воды в сотовых конструкциях.
Для решения задачи по обнаружению первого типа дефектов совместно с институтом разработан дефектоскоп ДАМИС-09 (разработчик и изготовитель — ООО "Техновотум"), в котором впервые реализован принцип "безэталонной" настройки, позволивший решить сложные технологические задачи контроля конструкций из композитных материалов и одновременно минимизировать необходимую номенклатуру образцов.
Прибор успешно применяется для контроля в самолёте RRJ-95. Появление в МС-21 монолитных конструкций из композитных материалов толщиной до 28 мм показало необходимость дальнейших разработок по надёжному обнаружению дефектов в подобных конструкциях, в том числе образованных в результате случайных ударных повреждений.
"Такого рода повреждения сложны для обнаружения не только в связи с неизвестным местом их образования, а также со сложностью их предварительного нахождения при визуальном осмотре. В связи с отсутствием отечественного оборудования корпорация "Иркут" предложила контролировать такие конструкции импортным оборудованием OmniScan MX2, MXU 4.1 R14. В последнее время начало появляться аналогичное оборудование отечественных разработчиков и производителей. Наиболее продвинулось в этом направлении ООО "НПЦ "Кропус-ПО", которое разрабатывает ультразвуковой дефектоскоп на фазированных решётках УСД-60-32/128-64х64 канала с роликовым фазированным преобразователем RolScan-64, который также представлен на стенде ГосНИИ ГА", — отметили представители ГосНИИ ГА.
"Безусловно, для введения отечественного УСД-60-32/128-64х64 в руководство по неразрушающему контролю самолёта МС-21, необходимо завершить его испытание на соответствующих образцах. В настоящее время цена комплекта отечественного оборудования при аналогичных технических характеристиках в два раза ниже импортного", — резюмировал изданию Юрий Миколайчук.
XV Международный авиационно-космический салон МАКС-2021 проходил в Жуковском с 20 по 25 июля. "Технология машиностроения" публикует новости мероприятия в тематическом разделе "Салон МАКС".