Найти тему

МАГНИТКА ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКОВ

Любимому Магнитогорску в 2021 году исполнилось 92 года. Еще немного и он достигнет векового рубежа. Его первые строители связывали с ним свои чаяния, судьбу, будущее, вкладывали в него душу. И любимое дитя родилось, оправдав все надежды. Магнитка стала городом мужества, стали, вдохновения и трудовой славы! Строили тогда не только новый металлургический гигант и новый город, строили новый мир и нового советского человека. Рождение и развитие города-легенды во времени – от первых палаток до современного архитектурного облика, запечатлено в работах многих художников, но большая часть произведений выполнена, конечно же, живописцами и графиками города.

Выставка из собрания Магнитогорской картинной галереи «ДЕНЬ ГОРОДА» наглядное тому подтверждение.
В экспозиции представлены такие виды искусства, как живопись, графика, декоративно-прикладное творчество и скульптура. Магнитогорцы и гости города имеют возможность совершить путешествие, находясь в небольшом пространстве выставочного зала с производственными видами, строительством металлургического комбината, портретами первостроителей, металлургов, доменщиков, работников культуры, выполненными в 30-е и последующие годы. Темой же данной публикации является городской пейзаж.

Первым летописцем Магнитки по праву считается Георгий Соловьев (1897-1970). Когда молодой художник приехал на великую стройку Южного Урала, города по существу еще не было. Он увидел лишь брезентовые палатки и засыпные бараки. Но трудности не испугали его. Смело шагнув навстречу новой жизни, он посвятил Магнитогорску и жизнь, и своё творчество, стал первым его летописцем и патриархом магнитогорских художников. В экспозиции выставки есть такие известные его работы, как «Строительство Магнитки», «Гора Магнитная» и «Первые палатки», которые являются живыми иллюстрациями прошлого, вызывая большой зрительский интерес.



В экспозиции выставки можно вновь увидеть живописные картины «Строители Магнитки» (1979) Анатолия Ладного из Челябинска, а также работы магнитогорских художников, которые внесли весомый вклад в создание «Художественной летописи Магнитки» - «Красная палатка» (1973-74) Леонида Поскребышева (1934-2008), «Южный переход» (1982), Юрия Шумова (1949-2021) и многих других.

Триптих Рината Шарафутдинова – «Старый город» (1991), «Первый снег. Свидание» (1991), «Серый день» (2005), с видами города написан с особой теплотой, он наполнен покоем и тишиной, очень теплый и светлый по своей интонации. В композициях есть обязательное развитие некой сюжетной линии – встреча влюбленных или ожидание встречи с букетом цветов, прогулка с собакой. Являясь художником уже другого поколения, он воспринимает Магнитку иными глазами, в первую очередь, как свою малую родину. Созданное автором особое камерное пространство – это мир детства и гармонии. Его привлекает застройка 30-50-х годов со старой архитектурой, небольшими жилыми кварталами с их уютными двориками и невысокими домами. Фрагменты застройки Ленинского района запечатлены и в его легких и быстрых графических зарисовках, выполненных черным линером («Полдень в городе», 2019; «Дом по ул. Менделеева», 2017; «Карагач», 2017).


Уголки старого города притягательны для многих живописцев и графиков, в их числе и Александр Величко, активно работающий в технике акварели. Работы воссоздают живые и меткие наблюдения художника, отличаются профессиональным мастерством, цельностью замысла и ритмической завершенностью. Свободно владея кистью и цветом, автор передает тонкие воздушно-тональные отношения и эмоциональные состояния («Уголки нашего города», 2004; «Ветреный день», 2004; «На улице Строителей», 2004 и др.). Его городские пейзажи лишены официоза, они подкупают своей камерностью, умением находить необычный ракурс, позволяющий подчеркнуть достоинства и прелесть старой архитектуры, декора, зеленых островков пространственной среды или сказочность заснеженных деревьев.
Наполнено теплыми чувствами и пейзажное полотно Эдуарда Медера «Зима. Улица Гагарина» (2012). Следуя принципам эмоционального пленэризма, он умело использует живописную фактуру, живой ритм мазков, уверенно передающий красоту цветотональных отношений и солнечную пульсацию. В его работе присутствует непосредственность и свежесть восприятия. Небольшой фрагмент города пленяет своим очарованием и красотой.

В жанре городского пейзажа активно работал и Александр Шибанов (в настоящее время живет в Перми). В своих печатных миниатюрах художник использует кисть, тушь, иногда гуашь и акварель. Запечатлённые им виды родного города – площади, памятники и архитектура. Небольшие по размеру композиции отличаются цельностью замысла, документальной точностью, классической чёткостью пространственных ритмов. Преданность художника выбранной теме на протяжении многих лет – это воплощение его искренней любви к родному городу, который прекрасен в любое время года. Работы выполнены на высоком профессиональном уровне, легко и изящно.

На выставке представлены не только уже хорошо известные зрителям произведения, но и музейные предметы, поступившие в дар галерее недавно и экспонирующиеся впервые, например, графический лист известного живописца и летописца Магнитки, заслуженного художника России Федора Разина (1927-2014). Акварель «Сквер металлургов» с любимой зоной отдыха горожан выполнена мэтром приблизительно в 50-60 годах. Глядя на неё, мы совершаем небольшое путешествие во времени: на площади первого плана еще мало автомобильного транспорта, деревья в сквере еще совсем маленькие, слева виден фрагмент ЦУМа, а на горизонте – огромная территория металлургического комбината с дымами.


Путешествие продолжается, и графическая серия Анатолия Заборского отправляет нас уже в 70-80е годы. Согласно генплану город активно расширял свою территорию вдоль реки Урал строго на юг. Крупнопанельные и блочные жилые дома росли как грибы. В это время художник работал в тресте «Магнитострой», сейчас ему уже 96 лет. На небольших по формату акварелях можно увидеть не только виды комбината, но и строительство 114 квартала (западная часть городской застройки до ул. Грязнова), городской пляж, организованный прямо у центрального перехода, пруд с яхтами, трамвайную остановку на пустыре с видом на левый берег и ТЭЦ.


Как ни странно, но наиболее полно раскрывает образ и индивидуальность нашего рабочего города работа украинского художника Владимира Карася «Утро над Магнитогорском» (1981), выполненная в технике литографии. Отметив своеобразие городской планировки – деление по реке Урал на промышленную и жилую зоны и объединив их летящими навстречу друг другу чайками, он подчеркнул единство производственной и культурной жизнедеятельности горожан. Автору, бесспорно, удалось простыми и лаконичными средствами черно-белой графики создать емкий и поэтический образ Магнитогорска-труженика.

-2

Представленные на выставке работы столь живописны и красивы, что должны вызвать неподдельный интерес и желание вновь пройтись по улочкам Магнитки. Пройтись медленно, с удовольствием открывая для себя город заново. Магнитогорск, как глазами художников, так и в глазах его жителей и гостей должен оставаться любимым и интересным не только своей историей, победами в труде и спорте, достижениями в области культуры, но и своим неповторимым и уникальным обликом. Но город является живым организмом, он постоянно меняется - появляются новые памятники и парковая скульптура, обновляются парки и скверы. Для художников же – это новая интересная тема, новые виды и объекты, достойные кисти и карандаша.

Статья М.Ф. Абрамовой, главного хранителя музейных предметов МБУК «МКГ», искусствоведа, члена Союза художников России.