Найти тему
МАТЕРЛАЙФ

НАРОДНАЯ КЛИНИКА: медицинский комплекс - Елец

-2

Наверное, в этом нет ничего удивительного: практически все руководители частных клиник, с кем немало мне пришлось разговаривать, на вопрос о самой главной ценности в их бизнесе, неизменно произносили одно только слово – «коллектив».

Что ж, стало быть, так оно и есть! Это закон человеческих взаимоотношений: люди идут к людям, а пациент – к врачу. В конце концов, ведь если вам нужна медицинская помощь, вы первым делом узнаете о том, хорош ли врач, и уж далеко потом поинтересуетесь оснащенностью клиники, уровнем комфорта и просторностью холлов. Вам даже не столь важно, как далеко она от вас расположена – лишь бы врач был настоящим профи.

И вот тут я поймал себя на мысли: если для пациента так важен врач, а для руководителя клиники - коллектив, то насколько значим в этой людской связке сам руководитель? В отличие от государственных лечебных заведений, где набор персонала в виде штатных единиц спущен свыше, в частной клинике все решает сам руководитель, который зачастую здесь и хозяин бизнеса - два в одном. А значит, при всех регламентах, лицензионных требованиях и ведомственных нормативах, он все же относительно свободен в выборе – сам решает, сколько и каких врачей набирать, сам «выкатывает» им список требований и, в случае чего, - сам «казнит и милует».

В общем, как ни крути, руководитель частной клиники – больше, чем вышестоящее должностное лицо. Он – автор, идеолог и создатель. И от его представлений об этом бизнесе, в конечном счете, и зависит то, что называется успешностью. На нем – все риски. Он не просто «дирижер» в коллективе, он сам – человек-оркестр.

Вот об этом мне и хотелось поговорить со своим знакомым – доктором меднаук, профессором, академиком РАЕ, председателем правления Липецкой Ассоциации Приватной Медицины, директором ООО «Медицинский комплекс – Елец» Михаилом Бала. К слову, мне он даже внешне напоминает киплинговского персонажа любимой многими книжки «Маугли» - медведя-учителя Балу – большого, мудрого и доброго. Уж не в обиду!

Про таких говорят: ходячая энциклопедия. Но в нем подкупает не столько академичный уровень знаний, сколько веселость и открытость, с которой он все это рассказывает, природный юмор и легкость общения.

***

- Вашей клинике в старинном русском городе Елец, который настолько древний, что упоминается еще в Никоновской летописи, нынче исполнилось 10 лет. Для патриархального города – возраст совсем младенческий, но для клиники – зрелость. Как я понял, пора становления уже прошла?
- Эта история началась не 10 лет назад, а 14-ть.
- Эта история началась не 10 лет назад, а 14-ть.

- Эта история началась не 10 лет назад, а 14-ть. Трудно было решиться – Елец хоть по местным меркам и крупный город, но все же от столичного Липецка, где у нас уже работал медцентр, удален на 90 километров. Во весь рост встал вопрос: как на таком расстоянии вести деятельность? Сейчас понимаю: это была чистой воды авантюра! Но иногда так убедительно звучат речи друзей, которые, правда, были на тот момент далеки от медицины…

Если следовать классической схеме: база, кадры, технологии - первым делом нужно найти помещение. Для медучреждений очень жесткий СанПиН. А тут - исторический город, старше Москвы, весь центр – сплошной музей, узкие улочки, где невозможно парковаться. Инфраструктура для современной многопрофильной клиники отсутствует напрочь. Для понимания – из наиболее подходящего, нам показывали бывшие купеческие лавки и лабазы: крепостные стены двухметровой толщины, ни окон, ни дверей. С точки зрения туриста – чудесные места, где в каждом кирпичике запечатлена история. Но посетителей медцентра тут сразу взяла бы оторопь.

Представляете, во всем городе не нашлось ни одного подходящего помещения. Решили строиться. Присмотрели участок земли – заросший бурьяном пустырь на окраине города с заброшенной эстакадой, сносить которую нужно было бульдозером. Обратились с заявкой в администрацию города и в установленный законом срок получили отказ. Всё! Возникла тема для дальнейшего разговора. И начался период кошмара для тогдашнего главы администрации.

Брали измором. На отписки и отказы из мэрии – наши требования обосновать их. А с аргументами у той стороны было туго, просто не хотели отдавать землю в аренду и все. Пусть лучше остается пустырь, ни пяди родной земли частнику. Спор без аргументов, как у Маяковского: «брюки у товарища Скрипкина должны быть полной чашей».

Я караулил главу у входа в администрацию в полседьмого утра. Записывался во все часы его личного приема. В итоге через 9 месяцев «боданий» и писанины он был вынужден меня принять. Я на тот момент состоял в Липецкой городской Общественной Палате, и отказать даже в те времена было бы верхом неприличия. Глядя в его глаза, потухшие сразу после моих первых слов о медицинском центре, решил действовать иначе: сказал, что многопрофильная клиника с европейским уровнем сервиса – необходимый стандарт для обслуживания туристов. А когда я невзначай сравнил Елец с Суздалем, у него глаза загорелись! И дальше пошел конструктивный разговор. Да такой, что я за два дня получил все необходимые согласования в 14 инстанциях, включая областные!

Уже завозили стройматериалы на расчищенную площадку, когда «шарахнул» кризис 2008-го. И все замерло на 2 года. Преодолели и это – в результате построили современное здание многопрофильной поликлиники со всеми нормами и даже лучше! В мае 2011 года медцентр начал прием пациентов. Мы сразу же поставили на поток профосмотры работников различных предприятий. В Ельце такой комплексный подход со всем спектром медицинский услуг и диагностики в одном месте - предлагаем только мы.

- Вот сейчас, оглянувшись назад, можете сказать, что было сделать труднее всего?

- Собрать адекватный трудовой коллектив. Но чудо свершилось! У нас коллектив настоящих профессионалов – работоспособный, мобильный и, что немаловажно, веселый. Постоянный состав, костяк – это 25 человек, плюс приходящие специалисты. Вместе мы пережили все болезни роста.

- Говорят, что к людям пришлым, пришедшим строить бизнес в таких вот небольших городах, местные относятся настороженно. Тем более, когда речь идет о столь чувствительной сфере, как медицина – для многих это вообще чуть ли не интимная вещь. Сталкивались ли вы со своеобразной ментальностью под названием Елец?

- А как же! Елец – это другая планета, отдельная цивилизация. У них даже язык свой...

- ?

- Да, меня это раньше тоже удивляло. Вот, к примеру, одно из местных выражений – «проверка на дух». Попробуйте перевести на русский?! А означает оно – предрейсовый медосмотр в автопарке, и конкретно – процедура прохождения алкотестера. И здесь таких колоритных фишечек очень много (смеется). Они по-другому мыслят, по-другому себя ведут. Это самостийные и самодостаточные ребята. Когда я здесь только начинал работу, мне один уважаемый человек сказал: «С нами трудно сойтись, но если тебе это удастся, вернее друзей ты не найдешь – тебя не предадут, не продадут, ты свой, тебя прикроют со всех сторон». Так и получилось.

- И что стало «проверкой на вшивость»?

- Прозвучит немного пафосно, но так и есть – оценивают, насколько грамотен ты в деле, хватает ли тебе ума и профессионализма решать сложные задачи, а их – каждый день хватает. Одно дело, когда на тебя смотрят, как на диковинную зверюшку из бродячего шапито (выступил несколько раз и уехал), и совсем другое - когда ты реально помогаешь многим людям здесь и сейчас. И так из месяца в месяц, из года в год. Поверьте – это нелегко, но именно это в тебе и ценят. А «сарафанное радио» в небольших городах разносит новости по закоулкам и домам молниеносно. И ты – уже не чужой. Не скажу, что свой, но уже точно не чужой – можешь сам обращаться за помощью.

- А как быть со стандартом выполнения медицинских услуг – он ведь един и в Липецке, и в Ельце?

- Тут святое – его мы не трогаем! Просто людям приходится по-разному объяснять суть процедуры, по-другому «разжевывать». Ведь, Елец уникален не только в историческом плане, но и в образовательном. Мало кто знает, но в городе с численностью в 102 тысячи человек, есть свой университет. Причем настоящий, с полным набором специальностей. И такого количества людей с университетским образованием, работающих, скажем, в детских садах или магазинах, вы вряд ли еще где встретите. Уровень эрудиции – высочайший. Опять же, город студентов, город профессуры.

- И каждый из них в какой-то момент может стать пациентом, причем довольно взыскательным пациентом, который может потребовать не только врача определенной компетенции, но и оборудования экспертного класса!

- Я об этом и говорю. Но мы предлагаем тот уровень – за который не стыдно. У нас полноценная УЗИ-диагностика с очень хорошими специалистами. Имеется высокотехнологичный цифровой флюорограф, который решает не только вопросы скрининга, но и полноценного обследования в динамике – увеличить или уменьшить – то, что на обычном снимке никогда не получится. Самое современное оборудование у офтальмолога. На высоте и функциональная диагностика – мы работаем по сетевому доступу: все расшифровки и ЭКГ, и ЭЭГ, и холтера у нас дистанционные. По крайней мере, на территории Ельца таких расшифровок электроэнцефалограммы я нигде больше даже близко не видел: когда минимальный скрининг – описание до 9 листов, а диагностический – 12-18 листов. Поверьте, специалисты сразу оценят то, о чем я говорю. А наша лаборатория – одна из лучших в регионе. И с качественными импортными реактивами, которые и определяют точность диагноза – у нас никогда не было проблем.

- Тогда, может, сразу перечислим все то, на что могут рассчитывать люди, обращаясь к вам в клинику?

- Что ж, давайте повторимся. Профосмотры. Далее – гинекология с возможностью ведения беременности. Лабораторная и функциональная диагностика. Это и замечательный Заслуженный Врач РФ - хирург у нас работает. Прекрасный терапевт, отличный невролог, грамотный офтальмолог – каждого специалиста возьми, это уникальная личность. Плюс у нас сейчас создана разнопрофильная бригада УЗИ, которая проводит высокотехнологичные исследования.

Кроме того, мы наладили контакт со специалистами сосудистой хирургии по варикозной болезни. Они к нам уже несколько лет приезжают вахтовым методом – на нашей базе консультируют, отбирают пациентов на операции с наилучшим для пациента результатом.

- Коллектив всегда хочется увидеть в лицах. Давайте назовем имена!

- Театр начинается с вешалки, а клиника – с регистратуры. У нас там многие годы рулила Хорошилова Екатерина Сергеевна, сейчас она «выросла» до менеджера. Она собрала девчат, воспитала. Сейчас ее сменила Астахова Екатерина Витальевна. Это молодые люди с высшим образованием – обходительные, доброжелательные, обаятельные, улыбчивые – это наше лицо!

Теперь – сестринский персонал. Валентина Николаевна Боева – это наш «универсальный солдат», вышедший из хирургической реанимации: вену «на слух, на тень» «поймать» может – высочайшее мастерство. Акушерки, сестрички – просто удивительные девчата и никогда не «жмутся», когда нужно подстраховать кого-то, полная взаимозаменяемость и, я бы даже сказал, какая-то вселенская радость придти на помощь.

Врачи - тут особый разговор. Каждый – уникум.

Гращенкова Людмила Викторовна – заведующая поликлиникой, опытный организатор и бесценный терапевт.

Баганова Ольга Константиновна – прекрасный терапевт-диагност и, что большая редкость, - настоящий универсал.

Патрина Анна Викторовна – невролог экстра-класса.

Волкова Галина Ивановна – изумительный офтальмолог.

Истомин Александр Васильевич – хирург с золотыми руками, Заслуженный врач России.

Ролдугина Ольга Анатольевна, Праховская Неля Николаевна, Зеленцов Борис Альбертович – наши замечательные акушеры-гинекологи, для которых чудо рождения новой жизни – повседневный труд.

Могу продолжать, но главное: все наши врачи – это спецы самой высшей пробы и очень порядочные люди, что лично я ценю не меньше опыта и профессионализма.

Есть у нас и одно загадочное место – администрация. Вроде и не понятно, зачем она нужна, но без нее все встанет. У нас многие годы отработала менеджером Романовская Ирина Николаевна, сейчас она, к сожалению, ушла, но сделал очень многое для становления клиники. Татьяна Анатольевна Черепенникова – наш бессменный главбух, с нами – с первого дня. Также как и Боева, и Хорошилова – у нас три старожила. Ну, не считая меня (смеется). Люди, которые вроде бы всегда в тылу, но без них все будет парализовано.

И еще: у нас коллектив по-настоящему добрых людей. Это особенно ощущают пациенты, которые приходят, порой, чтобы просто услышать слово сочувствия. А теперь прибавьте к этому слову целый арсенал высокотехнологичной медицинской помощи!

- Многие руководители частных клиник говорят об удивительном парадоксе: чем ближе к народу становится медучреждение, чем востребованней его услуги у населения, тем выше градус неприятия среди чиновников. Вам приходилось с этим сталкиваться?

- Увы. Была такая история, когда мы провели серию благотворительных выездов по окрестным районам. Почему-то эту акцию неадекватно воспринял тогдашний вице-губернатор, пытавшийся даже пресечь ее с помощью проверок. Сейчас, правда, этот персонаж уже имеет условный срок за другие деяния. Но это, как говорится, совсем другая история (смеется).

Так вот, мы организовали выезд наших специалистов по селам. С флюорографией, с различными обследованиями – все за наш счет. Для людей – бесплатно. Наше желание – показать работу врачей непосредственно «в поле», может, люди после этого будут с большим интересом относится к своему здоровью, а не жить отговорками, дескать, в эту «полуклинику» не попадешь… Облздравотдел за это ухватился – по сути, та же диспансеризация, но ничего не стоящая государству. Тем более, возможность узким специалистам посмотреть тяжелобольных, живущих в глубинке.

Мы собрали многопрофильную бригаду из трех медицинский центров – офтальмологи, гинекологи, терапевты, эндокринологи, все со своим мобильным оборудованием (флюорограф, аппарат УЗИ и так далее по списку). Я с ними катался. Сельчан к нам приходило очень много. Мы попали как раз в тот момент, когда «оптимизация» медицины сильно ударила по селам – больницы либо закрылись, либо были переделаны в ФАПы с одним фельдшером на весь поселок практически без оборудования. Повыявляли много чего – тут и диабет, и онкология, и прединфарктных, и прединсультных… Народ нас чуть не на руках качал. Да и наши врачи почувствовали себя миссионерами (смеется).

Но тут доложили вице-губернатору. И тот счел выезд нашей бригады чуть ли не вражеской вылазкой, бросающей тень на государственное здравоохранение. Он курировал «социалку» и на ведомственной планерке разнес нас в прах и пух. Акцию пришлось срочно свернуть. Но, повторюсь, этот «гражданин начальник» уже понес наказание, хотя, и не за то, что сотворил с нами.

- Остается только развести руками и повторить сакраментальное: это Россия… Кстати, пациенты в деревнях, наверное, отличаются от городских?

- Сейчас, конечно, меньше. Интернет, как ластик, стирает грани между городом и деревней. Но случаи интересные и были, и есть. После осмотра больного, когда мне ситуация уже ясна и нужно рассказать о ней самому пациенту, я обычно спрашиваю: «Мы варианты порчи или сглаза будем рассматривать?» Большинство шутку понимает. Но тут регулярно сталкиваюсь с неожиданным ответом: «Мы уже об этом думали, и уже к кому надо сходили!» (смеется). И бабки, и травники, и ведуны – кого только нету! Не поверите, к ним и молодежь ходит. Такие вот у нас конкуренты.

- Так к вам-то люди обращаются после травников?

- После них как раз и обращаются! Потому что деваться уже некуда. К нам из отдаленных деревень часто привозят очень запущенных больных. Родственники, дети приезжают к родителям, видят проблему и хватаются за голову. Тут же едут к нам, а там уже такие стадии заболевания, что не знаешь, с какого боку начинать лечить – так далеко все зашло. Приходится решать с профильными государственными службами, смежными специалистами – ищем способ, как организовать маршрутизацию, чтобы пациент максимально быстро по ней прошел и при этом убедить его, чтобы он и дальше продолжил лечение, а не вернулся к себе в деревню, залег на дно и умер.

- Все-таки, удивительное дело: на дворе 21-й век – цифровые технологии, в космос летаем, искусственный интеллект, а в деревнях - такая махровая дремучесть…

- Тут недавно случай был. Деревня староверов. У них дома расположены вокруг искусственного пруда. Держат скот, навоз – в пруд. В нем же благополучно барахтаются свиньи, поросята, плавает птица. А ниже пруда, под горой находится колодец. И дедушка лет 75-ти, умываясь из этого колодца, вдруг начинает понимать, что у него с глазами что-то не так. Что-то они болят, чешутся, слезятся, да и видеть хуже стал. Ну, его, естественно, местные товарищи начинают лечить подручными средствами. Последнее, что мне в памяти зацепилось – начали капать в глаза керосин.

- Кошмар какой-то…

- Да, чтобы инфекцию убить! Когда глаза окончательно закрылись пленкой, и он перестал что- либо видеть, его привезли к нам. Наш окулист посмотрел, тихо пришел в полное изумление. Слава Богу, дедушку кое-как вернули к жизни – обошлось…

Или вот история, из последнего. Приезжает к нам старушка, решившая, что ее тело пожирают паразиты. Причем не изнутри, а снаружи. Начинаю смотреть, понимаю, что возраст, нарушены обменные процессы, кожа сухая. Отсюда зуд, который она воспринимает как атаку паразитов. При этом, чтобы они по ней не ползали, она обрабатывает кожу всем подряд – и марганцовкой, и спиртом, и скипидаром. Что только ускоряет процесс шелушения.

Плюс у нее своеобразное представление о диете – в пище практически отсутствуют необходимые для нормального состояния кожи витамины. В общем, я ей прямо говорю: «Проблема не в паразитах». Она давай спорить: «Доктор, я же с вами не просто так говорю – я же их убила и с собой принесла». И достает откуда-то из дальнего кармана сумочки сверточек. И пока разворачивает, рассказывает мне, чтобы убедить – она ведь у многих уже врачей была! В общем, говорит, что когда она ложилась спать, она подложила клееночку, а когда стала накрываться одеялом, она на себя дихлофосом побрызгала, чтобы все паразиты погибли. Вот их-то она с клееночки собрала и мне принесла показать.

Разворачивает – а там были 2 паучка, одна небольшая гусеничка, куча каких-то кожных чешуек разного цвета и размера. Пытался ей, конечно, объяснить, как мог, но – куда там! Человек уже живет своим страданием. Я ей, конечно, написал все, что необходимо было сделать для восстановления кожи. Надеюсь, победила наука.

- Наверное, это было бы даже смешно, если бы не было так грустно… А скажите, как изменился портрет пациента за 10 лет существования клиники?

- За это время сменилось поколение. И поколение это воспитано интернетом. Они прекрасно ориентируются в потоках информации, умеют быстро находить то, что им нужно. Информационное поле расширилось невероятно. И если раньше самой лучшей рекламой для клиники была статья в районной газете «Красное знамя» (по одному названию понятно, с каких времен эта газета выходит!), потому что ее выписывали бабушки, то теперь если ты не в соцсетях, не в интернете – то тебя не существует.

Мы все чаще видим у себя на приеме молодые лица. Они не всегда верно понимают сведения из медицинских баз знаний, но, все равно, это уже иной уровень эрудиции, иной уровень общения.

Да, люди меняются, вот только болезни, как и раньше, их мучают и это – неизменно. И с возрастом даже нынешняя молодежь будет болеть тем, чем болели их родители. И если кто-то уверен, что это не их участь, то совсем в недалеком будущем их ждут разочарования.

Конечно, появляются новые методы лечения, прорывные препараты. Мы-то как раз и стараемся скорее взять новинки на вооружение. В этом, кстати, одно из преимуществ частных клиник – мы быстрее внедряем современные технологии. Но опираемся все равно на грамотное врачебное мышление. Поэтому так важно иметь в коллективе настоящих профи.

- А уровень цен на ваши услуги высок?

- Нет. Довольно демократичен. Город небольшой и стоимость услуг здесь по сравнению, к примеру, с нашим липецким прайсом – на порядок ниже. Хотя цены на продукты в сетевых магазинах – «Магните» или «Пятерочке» - везде одинаковые.

Чем ещё интересен Елец? От Москвы три с половиной часа езды. И у многих дети и внуки работают в столице и приезжают погостить на выходные или в отпуск. И когда они с московскими зарплатами смотрят на наши цены – их обуревает радость. Они с удовольствием идут к нам, учитывая, сколько стоит та же услуга в Белокаменной.

У нас самая дорогая врачебная консультация стоит 1300 рублей. Самая дорогая! А начинается ценник – от 650 рублей.

- В Москве на это – только кофе попить…

- О чем и речь. Но делать выше – значит оставить людей без качественной медицинской помощи. Добавьте к демократичной цене и гибкую систему скидок. Она действует для постоянных клиентов. И, конечно же, для отдельных категорий – старики, многодетные семьи, малообеспеченные. Бывают случаи – люди без копейки приходят. Смотрим на ситуацию, и… лечим бесплатно.

Кстати, сертификат на медпомощь (а там приличные суммы!) можно и просто выиграть – в наших соцсетях проводим конкурсы и викторины. Подписчики знают!

- И традиционный последний вопрос: каковы планы на будущее?

- Чтобы планы обрели реальность, строить их нужно не в нынешний пандемийный период. Любой локдаун поставит на них жирный крест. А если ты попытаешься работать, тебя еще и оштрафуют. Есть вещи непреодолимые для малого бизнеса.

Очень надеюсь, что жизнь войдет в нормальное русло и мы, наконец-то, сможем работать в спокойном штатном режиме – с громадьем планов: и по объемам оказываемой медицинской помощи, и по обучению кадров, и по дальнейшему развитию. Пока же на ум приходит одна фраза: хочешь рассмешить Бога – поделись с ним своими планами.

***

ГЛАС НАРОДА (отзывы с сайта ПроДокторов.ру):

+7-980-26XXXXX: «Сдаём анализы всей семьёй. Цена, по сравнению с другими лабораториями и организациями, намного ниже. Регистратура работает быстро и грамотно. Медицинские сёстры в процедурном кабинеты - профессионалы своего дела».
+7-980-26XXXXX: «Сдаём анализы всей семьёй. Цена, по сравнению с другими лабораториями и организациями, намного ниже. Регистратура работает быстро и грамотно. Медицинские сёстры в процедурном кабинеты - профессионалы своего дела».

+7-920-51XXXXX: «Так получилось, что в своём юном возрасте (20 лет), мне пришлось столкнуться с одной неприятной проблемой, очень деликатной. Не буду вдаваться в подробности, но мне срочно нужна была консультация проктолога. В нашем городе хорошего, знающего специалиста найти очень трудно. Но мне повезло, мамина знакомая подсказала, что есть такой доктор - Истомин Александр Васильевич. Попала к нему на приём в этот же день, как только позвонила. Сначала немного стеснялась, но, как оказалось, напрасно. Александр Васильевич помог мне решить мою проблему, врач он действительно знающий, толковый. Смело могу его рекомендовать, кто ищет хорошего специалиста в этой области».

+7-919-25XXXXX: «Долго не получалось забеременеть, пришлось обратиться к врачу, выбор пал на Ролдугину Ольгу Анатольевну, она подобрала мне правильное лечение, и вот, благодаря ей, я стала мамой. Спасибо ей огромное».

+7-919-16XXXXX: «Мой лечащий врач – Бала М.А. Очень понравилось отношение к пациенту! Очень добродушный, простой человек, что порадовало. Была у него на приёме с серьезной проблемой. Очень переживала. Но Михаил Анатольевич совершенно спокойно, без мизерной доли паники, рассказал всё подробно о моей проблеме, назначил необходимое лечение. Видя моё переживание, успокоил. За что огромное ему спасибо!»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«НАРОДНАЯ КЛИНИКА»: сеть многопрофильных медицинских центров «НАДЕЖДА» по интернет-отзывам стала победителем конкурса общественного признания. «Идем в ногу со временем, на шаг опережая конкурентов», – делится секретом Галина ЩЕРБАКОВА

КЛИНИКА НАРОДНОГО ДОВЕРИЯ: ООО «Медицинский комплекс» в Липецке вышел в лидеры медийного рейтинга общественного признания. «Наш принцип – идти вперед и не цепляться за старые руины!» – говорит его гендиректор Ирина БАЛА

«КЛИНИКОЙ ГОДА» признан частный тульская медицинский центр «ЭКСПЕРТ». Награда вручена на пятой юбилейной церемонии конкурс

Михаил БАЛА: «Частные клиники уже невозможно не замечать – ни по их количеству, ни по объему оказываемых ими медицинских услуг, ни по уровню работающих в них врачей». VI ФОРУМ ЧАСТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЦФО. Заметки на полях: МНЕНИЯ УЧАСТНИКОВ

СМОТРИТЕ MATERLIFE-КАНАЛ НА ЮТУБЕ

© MATEРЛАЙФ | Первый региональный экспертно-медицинский портал| Для людей и частных клиник. Читайте самые актуальные новости медицины! www.materlife.ru