Найти тему
Режим познания

Как поезда стали безопасными?

Оглавление

Безопасно — это когда сумел вовремя остановиться.. кхм.. я о тормозах на транспорте, конечно, а вы про что подумали?

— Кто придумал паровоз? — Стефенсон.
— Кто придумал «Остров сокровищ»? — Стивенсон.
— А что придумал я, Стефенсен? — Я открою здесь единственный в мире цирк дрессированных детей. Это вам не паровоз!
«Пеппи ДлинныйЧулок»
Кадр из фильма «Пеппи ДлинныйЧулок», 1984 г.
Кадр из фильма «Пеппи ДлинныйЧулок», 1984 г.

Представим: 1825 год

Роберт Стефенсон делает первый нормальный паровоз, который пыхтит, чадит и едет аж 24 км/ч. Через пять лет началось массовое строительство ЖД сети — без всяких коней, только пар, только металл. Стимпанк торжествует!

Тормоза.. Инженеры говорили: «Наш локомотив заменит лошадь, а вы когда-нибудь видели у лошади тормоза??? Тормоза, знаете ли, есть на экипаже сзади!»

Locomotion № 1, творение Стефенсонов. Оригинал взят с clck.ru/WREKu
Locomotion № 1, творение Стефенсонов. Оригинал взят с clck.ru/WREKu

Тормоза обычно стояли на последнем вагоне, и тормозник, заслышав свисток машиниста, начинал отчаянно крутить штурвал, который через систему рычагов прижимал тормозные колодки.

Чтобы подать машинисту сигнал, мол всё путём, работаем, была верёвка, натянутая поверх вагонов. Говорят, она путалась и неопытные новички не могли с нею справиться.

Список аварий составляли взрывы паровозов да наезды на зевак/слепонемоглухобольных, но с 1837 года пара столкновений дала понять, что с тормозами пора уже что-то делать.

И понеслась... Цепные, ленточные, гидравлические, вакуумные...

Ленточный и колодочный тормоза
Ленточный и колодочный тормоза

В 1869 году американец Вестингауз совершил, на мой взгляд, революцию, предложив автоматический пневматический тормоз. С тех пор его идея обросла улучшениями и используется до сих пор.

А в чём преимущества?

Запоминайте: поезд едет, пока есть давление воздуха в магистрали, которая идёт от локомотива через весь состав.

Если гангстеры забудут перекрыть эту магистраль (ни разу не видел, как они это делают), когда будут откручивать вагон с золотом, поезд встанет. Ну или если машинист откроет кран и спустит давление. Тормозить начинают все вагоны разом.

Вот вам схема, сейчас объясню.

Слева — в движении, в магистрали есть давление. Справа — торможение, в магистрали нет давления.
Слева — в движении, в магистрали есть давление. Справа — торможение, в магистрали нет давления.

Фаза 1. Пока есть давление, через воздухораспределитель наполняется резервуар. В тормозном цилиндре атмосферное давление (через воздухораспределитель), и пружина отжимает колодки от колеса.

Фаза 2. Вдруг давление в магистрали исчезает, и воздух из резервуара поступает в тормозной цилиндр, побеждая пружину и сжимая колодки. Всё, поезд никуда не поедет, пока в машинист не наполнит магистраль с помощью компрессора.

А что по минусам?

  • Медленно работает. Скорость «тормозной волны» не должна превышать скорости звука. При преодолении звукового барьера первые сверхзвуковые самолёты просто рассыпались. Очевидно, для механизмов это вредно, так что на практике торможение шло со скоростью до 200 м/с. А грузовые поезда, они и по километру длиной бывают, сейчас вообще по 2 км в среднем. То есть машинист дёрнул кран, а последний вагон начнёт тормозить через 5–10 секунд.
  • Нет регулировки усилия: есть положения «вкл», «выкл», плавненько затормозить к станции не получалось. Хотя мне кажется, будто и сейчас некоторые машинисты пользуются тормозом Вестингауза — иногда спишь спокойно на верхней полке, и тут поезд как тряхнёт!
  • Можно забыть открыть магистраль после смены локомотива. На станциях, когда отцепляют локомотив, перекрывают тормозную магистраль на первом вагоне, чтобы не прокачивать полчаса несколько километров состава, когда из него выйдет весь воздух. Новый электровоз соединят шлангом с вагоном, а вот кран открыть могут забыть, тогда машинист может сколько угодно дёргать стоп-кран, состав не остановится.

В современных тормозах исправлены первые два недостатка, а последний решается строгим регламентом работ.

Тормозные магистрали на вагоне и локомотиве
Тормозные магистрали на вагоне и локомотиве

Из-за этого, кстати, на станции Каменской (1987 г, Юго-Восточная ЖД, город Каменск-Шахтинский, Ростовский регион) и случилось одно из крупнейших крушений в СССР. Тогда грузовой поезд разогнался с горки и затормозил в пассажирский, потому что рабочий не открыл кран на магистрали...

Перевод буржуйской статистики за 2000–2009 годы
Перевод буржуйской статистики за 2000–2009 годы

Несмотря на это железнодорожный транспорт сейчас стал одним из самых безопасных видов транспорта, уступая только трамваям, автобусам и самолётам.

Интересно? Хочешь ещё? Уж напиши в комментах, какую тему хочешь дальше! А ещё найди кнопки лайка и подписки) Серьёзно. Да.

↓↓↓ Читайте также ↓↓↓

Как спрыгнуть с поезда и не свернуть шею?

В чём ошибся Архимед?

Что мы знаем о миражах? (и как их увидеть на севере)