Сегодня, 26 июля, исполняется 93 года со Дня рождения всемирно известного режиссера Стэнли Кубрика.
Стэнли Кубрик – обладатель «Оскара», «BAFTA» и премии Венецианского кинофестиваля. Современный кинематограф невозможно представить без его выдающегося «Спартака», «Доктора Стрэйнджлава», «Заводного апельсина» и, конечно же, визитной карточки режиссера – фильма «Сияние».
Существует целая легенда о том, как началась работа над «Сиянием»: после завершения работы над фильмом «Барри Линдон» Кубрик долго искал произведение, достойное экранизации. Через каждые 10 минут за дверью кабинета режиссера раздавался грохот, заставлявший содрогаться его секретаршу: Кубрик швырял в стену очередную книгу, которая показалась ему «недостаточно интересной», и тут же принимался за чтение другой. В один момент наступило пугающе долгое затишье. Секретарша заглянула в кабинет, чтобы удостовериться, что Кубрик в порядке, и застала его за чтением «Сияния». Он помахал романом в воздухе и заявил, что «эта книга – то, что надо». Кубрик тут же набрал номер Стивена Кинга, не учтя разницу во времени (на тот момент режиссер жил в Великобритании, а писатель – в США) и застал Кинга в состоянии ужасного похмелья. В тот момент Стивен Кинг вел тяжелую борьбу с алкогольной зависимостью и не всегда выходил из нее победителем. Отношения между Кингом и Кубриком сразу не задались. Может быть, дело в первом впечатлении?
Несмотря на то, что «Сияние» считается классикой «ужасов» и стабильно входит в рейтинг самых лучших фильмов по версии IMDb, Стивен Кинг считал эту экранизацию одной из самых неудачных. Писателя поддержали и кинокритики, обвиняя Кубрика в том, что он вырезал из сюжета множество важных символических деталей, а главные герои получились настолько типичными и плоскими, что вызывали скорее смех, чем ужас. Недовольство Кинга получившимся фильмом было связано в основном с актерским кастом. Писатель настаивал на том, что роль Джека Торренса должен исполнить актер, изначально производящий впечатление спокойного и адекватного человека, чтобы зрителям было интересно проследить за тем, как он постепенно превращается в безумца. Например, этим актером мог быть Джон Войт или Майкл Мориарти. Джек Николсон с самого начала произвел на Кинга впечатление сумасшедшего: он абсолютно не вписывался в образ главного героя в представлении писателя. Кроме того, Джек Торренс был задуман самим Стивеном Кингом как положительный, но слабохарактерный герой, который потерял над собой контроль и стал одержим силами зла. В романе его можно охарактеризовать как «хорошего парня, с которым случилась плохая история». Джек Торренс, созданный Кубриком – это сгусток агрессии и зла, который ненавидит свою семью и совершает ужасные поступки осознанно.
Смысловой объем, по мнению кинокритиков, потеряла и героиня Венди: в романе она предстает сильной самоуверенной женщиной, а в фильме – загнанной домохозяйкой, боящейся собственной тени. Другими словами, яркие и нетипичные образы Кинга Кубрик «сжал» до стереотипной драмы о семейном насилии в формате «абьюзер – жертва», понятной всем и каждому. Черное – это зло, белое – добро. Никаких полутонов и пространства для размышления.
Однако не все были одинаково согласны с тем, что фильм сильно проигрывает книге. Документалист Джон Уайднер развил целую конспирологическую теорию о том, что кадры высадки американских астронавтов на Луну – это искусная подделка, созданная по заказу американского правительства именно Кубриком. Уайднер считал, что в «Сиянии» режиссер завуалировал признание в причастности к «Лунной афере». Например, ковер с изображениями шестиугольников, на котором играл Дэнни Торренс, напомнил Уайднеру площадку запуска того же «Аполлон-11», а сам мальчик и вовсе был одет в свитер с изображением ракеты и надписью «Apollo 11».
Историк Джеффри Кокс и вовсе увидел в «Сиянии» отсылки к холокосту. Считалось, что Кубрик, еврей по национальности, хотел поднять в одной из своих киноработ тему геноцида времен Третьего Рейха, но она оказалась настолько психологически тяжелой, что режиссер так и не взялся за подобный фильм. Кокс уверен, что немецкая печатная машинка «Adler», на которой Джек Торренс пытался написать свой роман, олицетворяет собой Гитлера. Особый символизм содержит в себе и повторяющееся число 42 (на спортивной кофте Дэнни и в названии программы по телевизору, который мальчик смотрит вместе с мамой – «Лето 42-го»): именно в 1942 году на конференции в Ванзее руководством Третьего Рейха была принята и одобрена программа массового уничтожения евреев.
Американский режиссер Родни Ашер посвятил «Сиянию» документальное кино под названием «Комната 237» в попытке разобраться в тайных смыслах, заложенных в фильм Кубриком. В нем Ашер развивает теорию о том, что на самом деле Кубрик хотел привлечь внимание зрителя к проблеме геноцида коренного населения Америки. Недаром Джек Торренс в разговоре с барменом Ллойдом говорит о «Бремени белого человека» (так называлось стихотворение Редьярда Киплинга, в котором тот пренебрежительно высказывается о населении колоний в эпоху Империализма, современники считали его расистским). Сам отель «Оверлук» был возведен на месте бывшего индейского кладбища и подвергался нападениям апачи и навахо (племена североамериканских индейцев) в период своего строительства.
«Сияние» в цифрах:
900 тонн соли было использовано декораторами для создания снежного лабиринта, показанного в концовке фильма.
2 500 000 $ потребовалось, чтобы восстановить съемочный зал «Колорадо», который загорелся из-за перенапряжения осветительных приборов.
19 000 000 $ составил общий бюджет картины. В том же году вышла вторая часть «Звездных войн», которая обошлась в 33 000 000 $.
60 дверей пришлось разломать Джеку Николсону во время съемки сцены, где Джек Торренс разрубает топором дверь в ванную комнату.
29-е место заняло «Сияние» в списке «100 самых остросюжетных американских фильмов двадцатого века» в 2001 году.
119 минут длилась европейская версия «Сияния». Кубрик был вынужден сократить изначальные 144 минуты американской версии из-за критики и жалоб зрителей на «затянутость» фильма. В результате из экранизации было вырезано больше 10 сцен.
44 017 374 $ - столько составили кассовые сборы «Сияния», несмотря на многочисленную критику.
«Сияние» получило лишь одну кинонаграду – премию «Сатурн» за лучшую мужскую роль второго плана (Скэтмэн Крозерс в роли Дика Хэллорана), зато было номинировано на премию «Золотая малина» за худшую режиссуру и худшую женскую роль (Шелли Дюваль в роли Венди Торренс).
А как вы оцениваете этот фильм? Считаете «Сияние» достойной экранизацией романа или согласны с критиками?