Так... Я там, помнится, что-то про театр обещала, впечатлениями поделиться. Ну раз обещала, то делюсь. Хотя очень-очень не хочется делиться, ибо не знаю как. А как получится!
Первое и главное: современный театр - это отдельное явление культуры. Есть старый, классический театр (Островский, Чехов, Шекспир и пр.), а есть нечто совершенно новое. И это новое полностью отвечает ожиданиям современного, пресыщенного "хлебами и зрелищами" человека. Это я про себя, но, полагаю, что таких пресыщенных гурманов немало.
Театр - это всегда праздник. Театр должен, просто обязан удивлять. Иначе зачем туда идти: оглянись - и вот они - театральные подмостки - сплошь и рядом. Только пьесы зачастую скучные, неинтересные, с вполне прогнозируемым финалом. Поэтому люди идут в профессиональный театр, где вроде бы и жизнь, но все по-другому. И если повезло, то человек выходит из театра совершенно иным. Да, на короткое время, но иным. Ведь он только что был соучастником, он только что прожил жизнь, отличную от своей - и это ценно.
"Моцарт. "Дон Жуан" Генеральная репетиция" - это про то, что тебя взяли и сначала опоили каким-то легким алкоголем, и тебе легко и весело, а потом ты очень быстро начинаешь трезветь и чувствовать головную боль, дикую тахикардию и подозревать у себя все формы шизофрении сразу.
Нет, это не фантасмагория, не мистерия - это жизнь в творчестве. Это жизнь - творчество. Это когда даже самые обыденные вещи возведены в ранг возвышенного, а возвышенное выглядит будничным и зачастую комичным. Жизнь перевернута с ног на голову, но это жизнь. И она настолько разная: смешная, грустная, глупая, интригующая - полноценная. Абсурдная, но полноценная.
Невероятно гармоничный синтез декораций, музыки, света, режиссерской работы, актерской игры, конечно. Закончился первый акт - и ты понимаешь, нет - чувствуешь, что во втором все изменится. Тебя обманули, вовлекли в некую легкость бытия, опутали паутиной смешного и ироничного - и теперь, когда ты полностью зависим, тебе покажут настоящую жизнь. И ты будешь улыбаться, хотя уже совсем невесело, ты будешь строить сотни догадок, но ошибешься все сто раз, ты захочешь разреветься, но тебя оставят наполненным, не дадут возможности выплеснуть всю гамму эмоций со слезами. Тебя оставят наполненным - иди и живи с этим. Сколько сможешь: пять минут, час, сутки. И плевать на то, что будет с тобой потом.
Тебя буквально вытаскивают с того света, но лучше бы дали тихо и спокойно умереть. Ведь ты так привык умирать: вместе с Огудаловой, Джульеттой, Актером, Психом. Ты так привык страдать от безысходности с Лиром, Кином, Иваном Карамазовым (ох, та постановка в "Моссовете" была потрясающей). И ты был морально к этому готов, ты же не вчера родился. Но морально готовым продолжать жить после жизни ты готов не был.
Да, это новый театр. Да, это сильный театр. Да, это необходимо увидеть. Да, это стоило долгих лет ожидания. От первой до последней минуты - стоило.