Наташа Ростова в фильме Сергея Бондарчука "Война и мир"
«Но верно только то, что эта девушка так мила, так особенна, что она не протанцует здесь месяца и выйдет замуж. Это здесь редкость».
Наташа Ростова – образ девочки-подростка, поражающей своей искренностью и естественностью, подаренный нам Львом Толстым, притягивает внимание не одно столетие. В честь литературной героини мамы до сих пор называют девочек в надежде, что они будут похожи на нее.
Первое предложение от пылкого поклонника Наташа получила еще в детстве и, сама того не ожидая, прибежала к маме за советом.
«Ежели правда, что мосье Денисов сделал тебе предложение, хотя это смешно, то скажи ему, что он дурак, вот и все».
К счастью, девочка сама нашла достойный выход из положения.
«Василий Дмитрич, мне вас так жалко!.. Нет, но вы такой славный… но не надо… это… а так я вас всегда буду любить».
И что же такое было в Наташе, что заставляло мужчин терять голову? Ведь Толстой не сделал ее красавицей.
«Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо».
В романе есть немало эпизодов, в которых писатель называет свою героиню некрасивой. На первых страницах Наташа - угловатый подросток без особых данных. Но этого словно никто не замечает, окружающие без ума от девочки, а ей и в голову не приходит как-то менять себя, она нравится всем такой, какая есть. Толстой всячески подчеркивает, что дело не в физической красоте. В нашу гламурную эпоху зацикленности на внешности и целой индустрии, призывающей меняться в «лучшую» сторону, в это трудно поверить.
Наташа естественна и искренна во всех своих чувствах и порывах. То, что она говорит, то и думает на самом деле, никем не притворяясь. Влюбляется и увлекается она тоже по велению сердца.
«И такова была Наташа, с ее удивлением, радостью, и робостью, и даже ошибками во французском языке. Он особенно нежно и бережно обращался и говорил с нею. Сидя подле нее, разговаривая с нею о самых простых и ничтожных предметах, князь Андрей любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки, относившейся не к говоренным речам, а к ее внутреннему счастию».
Как много объясняют эти последние слова: «внутреннее счастье». Героиня счастлива неподдельно, так, как могут быть счастливы дети, выросшие в любящей семье. Несмотря на денежные проблемы Ростовы прекрасно понимают друг друга и не обижают своих детей.
«Она была на той высшей ступени счастия, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастия и горя».
А это так притягивает других людей: и счастливых и не очень – такого, как Андрей Болконский.
«Я не могу не любить света, я не виноват в этом. И я очень счастлив».
Наташа живет чувствами – сначала совсем детскими. Ее кокетство невинно и умилительно, а таланты живы и восхитительны. Ценители того времени признают ее бесспорное умение петь.
Толстой наделяет свою героиню еще одним даром – способностью искренне сочувствовать людям и утешать их в горе.
«Мрачное, несчастное лицо Пьера поразило ее. Она остановилась против него. Ей хотелось помочь ему, передать ему излишек своего счастия».
Но Лев Николаевич не был бы величайшим реалистом, если бы не описал искушение, которому чуть не поддалась Ростова.
«И она опять в своем воображении повторяла весь свой разговор с Курагиным и представляла себе лицо, жест и нежную улыбку этого красивого и смелого человека, в то время как он пожал ее руку».
Анатоль показался Наташе красивым и смелым, совершенно не зная его, она приписала ему самые разные достоинства.
«И опять она с ужасом чувствовала, что между ним и ею нет никакой преграды».
Влечение к Курагину, которого она себе придумала, совершенно лишает ее возможности думать. Она игнорирует странное поведение молодого человека и оставляет без ответов логичные вопросы Сони, которая с тревогой спрашивает от чего Анатоль открыто не ищет ее руки.
Все время тайного общения с Курагиным она находится на грани нервного срыва. Наташа - цельная натура, поэтому ужасно переживает из-за того, что предает своего жениха. Она постоянно спрашивает себя, что с ней приключилось и что за чувства охватили ее, но времени на раздумья было мало. Прекрасно понимая, что соблазнение может не осуществиться, Анатоль быстро придумывает план похищения. Что будет с девушкой дальше ему все равно.
Засомневаться в новом избраннике и что-то просчитать Наташа тоже не может, она живет чувствами и поэтому отсылает Андрею Болконскому отказ.
«Пьер, приподняв плечи и разинув рот, слушал то, что говорила ему Марья Дмитриевна, не веря своим ушам. Невесте князя Андрея, так сильно любимой, этой прежде милой Наташе Ростовой, променять Болконского на дурака Анатоля, уже женатого (Пьер знал тайну его женитьбы), и так влюбиться в него, чтобы согласиться бежать с ним! – этого Пьер не мог понять и не мог себе представить».
Да, более глупого поступка от девушки трудно себе представить, но можно ли считать Ростову глупой? Кто не обманывался и не поддавался страстям? Тот, кто верно уже мертв при жизни. Легко представить, что на месте Наташи сделала бы Элен, не уступавшая в развратности брату.
Эта героиня уж точно бы не уведомила жениха о своих похождениях. Ведь Пьера она буквально женила на себе с помощью родственников. Элен сознательно помогает брату в его подлом поступке, радуясь предстоящему грехопадению Наташи, которое она вряд ли смогла бы пережить.
Узнав, какому обману подверглась, Ростова очень серьезно заболевает.
«Она очень больна, – сказал Пьер… Она была при смерти».
Наташа переживает вовсе не из-за потери богатого жениха, она причисляет себя к падшим женщинам и запрещает себе жить, ни в чем не обвиняя при этом своего соблазнителя.
«Не говорите со мной так: я не стою этого! – вскрикнула Наташа…»
Вырваться из этого презрения к самой себе девушке удается, только спасая от горя мать. Графиня требует к себе дочь, узнав о смерти младшего сына.
«Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни, всякую секунду как будто со всех сторон обнимала графиню».
«Так же зажила рана Наташи. Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь».
А вот дальше образ Ростовой сильно изменился. У Толстого было свое понимание предназначения женщины, и он полностью подчинил ему свою героиню после замужества.
«Наташа не следовала тому золотому правилу, проповедоваемому умными людьми, в особенности французами, и состоящему в том, что девушка, выходя замуж, не должна опускаться, не должна бросать свои таланты, должна еще более, чем в девушках, заниматься своей внешностью, должна прельщать мужа так же, как она прежде прельщала не мужа. Наташа, напротив, бросила сразу все свои очарованья, из которых у ней было одно необычайно сильное – пение. Она оттого и бросила его, что это было сильное очарованье. Она, то что называют, опустилась».
Прошло всего лишь семь лет и Наташа превратилась в располневшую ревнивую и скучную женщину – примерную хозяйку и мать. Окружающих сильно удивила эта метаморфоза, писатель же объясняет это вот так:
«Она чувствовала, что те очарования, которые инстинкт ее научал употреблять прежде, теперь только были бы смешны в глазах ее мужа, которому она с первой минуты отдалась вся – то есть всей душой, не оставив ни одного уголка не открытым для него».
Могло ли так произойти на самом деле? Думаю, что да. Так случается очень часто. Но вот можно ли назвать такую семью счастливой, как утверждает Толстой? В это мне мало верится. Слишком все упрощено для счастливой семьи и для идеала женщины. Получается, что таланты девушке нужны только, чтобы выйти замуж, а потом – все. А как же дети? Ведь им тоже необходимы очарования матери, хотя бы для воспитания и примера.
В итоге мне понятно, почему все влюблялись в юную Наташу, а вот совершенное счастье семей, обрисованное Толстым ставлю под сомнение.