В XXI веке мировые корпорации стали возвращаться к более эффективной горизонтальной модели, существовавшей в кочевнических цивилизациях, отмечает научный руководитель Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов. В колонке, написанной для «Миллиард.Татар», бывший советник президента Татарстана Минтимера Шаймиева продолжает размышлять о проблеме этногенеза татар (начало см. здесь).
Преимущество кочевника над земледельцем
В литературе по этническим вопросам доминирует европейский взгляд. Исторически в Европе торжествовала «вертикаль», т.е. иерархически выстроенные структуры. Средневековые замки – это зримый символ этой вертикали.
А идеологически это в своей крайней форме выразил глава иезуитов Игнатий Лойола. Иерархическая структура в его трактовке приобрела идеальную форму, поскольку стоящий на нижней ступени должен был беспрекословно подчиняться вышестоящему и относиться к нему как к самому Господу. Огромные средневековые империи, будь то Римская или Германская, строились именно по такому принципу.
Вертикальные структуры стали доминирующими, но не единственными - в Великой Степи дело обстояло иначе. Там в основе экономики лежала не пахотная земля, а пастбища, которые были не столь продуктивны и требовали своего восстановления, особенно если паслись не кони, а овцы. Копыта коней, особенно не подкованных, не разрушали травяной покров, а овцы степи вытаптывали. Чтобы сберечь пастбища, кочевники переходили с одного пастбища на другое и давали возможность отдохнуть земле.
Продуктивность земледельческой культуры была много выше, чем у кочевой, поэтому они могли выставить большие армии. Но у кочевников было преимущество в том, что они с раннего детства учились скакать на лошади, стрелять из лука и владеть копьем и саблей. У оседлых народов армия была профессиональной или наемной, у кочевников – весь народ и был армией, причем преимущественно конной.
В системе организации управления кочевым хозяйством основную роль играла не вертикальная структура, а система родов и кланов. Кочевое общество объединяло народы без жесткой иерархии, наподобие пчелиных сот, скрепленных каркасом весьма общих законов и норм. В кочевом обществе нет «крепостной» привязанности к земле. Нет у кочевников и... Продолжение читайте здесь