Найти тему
Учитель гармонии

К вопросу об образовательных "подвигах", детских и родительских. Взгляд педагога-музыканта

Оглавление

Можно закрыть школьную тему к восьми годам. Можно учиться сразу на трёх "предпрофах", получать параллельно несколько престижных СПО. Можно, наконец, жонглировать и университетскими образованиями, раз уж имеется к тому непреодолимая тяга.

И даже нужно! Если есть в том серьёзный общественный смысл. Если юный универсализм работает, а здоровье сохранно - моральное и физическое. Если такой герой социуму интересен как созидатель.

Что до возрастных-скоростных рекордов... Скажу честно, для меня тематика подозрительна. Если не доводить до абсурда, то "чистые" случаи, конечно, есть. Но мало, единичные! И это не поступление в МГУ в возрасте третьего класса, а опережение графика максимум на 2-3 года. Можно, вполне. И даже качественно, и даже обоснованно.

Исходя из моих личных профессиональных интересов (а я преподаватель музыкального училища), больше отзывается проблема "совмещения несовместимого".

В комментариях меня уже неоднократно просили разобрать два вопроса, имеющие самое прямое отношение к моей рабочей повседневности. Полагаю, готова на них ответить.
-2

1. Возможно ли скомбинировать два отделения, две специальности в музыкальном СПО?

Скорее да, чем нет. Но есть нюанс.

Я бы посоветовала последовательный вариант, с разницей старта в 2-3 года; вторую специальность можно попытаться получить по сокращённой программе. В одновременности - непродуктивно, ведёт неминуемо к потере качества.

Как правило, при "интенсивном" совмещении двух направлений, уязвимыми выглядят оба комплекса специальных дисциплин. Общность программ и стратегия взаимных перезачётов - иллюзия.

На мой вкус, глубоко заблуждается молодой пианист, жаждущий посещать сольфеджио и гармонию с теоретиками. На родном отделении его подготовят к нужному сценарию консерваторской абитуры, на теоретическом - к весьма чужеродному для исполнительских факультетов. (Другой, конечно, вопрос, если нынешний студент фортепианного отделения намерен получать высшее образование по музыковедению или композиции.)

Совместители-"перебежчики", по моему стойкому убеждению, изо дня в день "ходят со своим уставом в чужой монастырь", провоцируя болезненное столкновение авторских методик и требований различных отделов к предмету. Думается, нужно быть весьма чёрствым и равнодушным педагогом, чтобы потакать подобным выходкам "зазвездившихся" студентов. Мой опыт возвращает в памяти десятки неприглядных историй, наподобие: "А Елена Петровна эту тему совсем иначе давала"...

Среди ребят, совмещающих отделения параллельно, я не встречала безусловных лидеров хотя бы по одной из специальностей. Если же семья настроена на средний уровень освоения - да, проект имеет право на существование. Разумеется, это дорогое удовольствие: времена бесплатного совмещения ушли навсегда. Прекрасно, что перспектива оплаты способна порой остановить напористых родителей юных музыкантов, оградить их от необдуманных шагов.

В меру тщеславное стремление получить два училищных диплома за четыре года... может быть реализовано, но, на практике, не приводит к столь же насыщенному совмещению в ВУЗе. Можно пресытиться, можно разочароваться, можно сломаться. Можно выстоять, сделав свой выбор при поступлении в консерваторию. Можно уйти из музыки совсем, переполнившись эмоциями и нездоровой околоучебной психологией. Всяко бывает.

2. Возможно ли совмещать младшие курсы училища с 10-м и 11-м классами общеобразовательной школы?

Мой ответ: массово - нет, ни в коем случае. Прецеденты созданы (начиная с вечерних школ в прошлом), ситуации успеха мне известны: они глубоко исключительны, а участники подобных "марафонских забегов" физически крепки плюс гениально одарены в плане организации.

Во всяком случае, я бы категорически не советовала родителям перспективных ДМШовцев рассматривать такой вариант как базовый. Рассуждения вроде "Уж мой-то справится!" не вызывают у меня решительно никакого сочувствия. Весна девятого класса - время сделать окончательный выбор.

Предвижу: он постигнет и мою семью тоже, и он будет непростым. Пока детей ожидают всего лишь 5-й и 3-й классы общеобразовательной и музыкальной школ. Рано прогнозировать. Но... какими бы ни были наши с дочерью и сыном решения - они будут однозначными.

Уходя из школы после девятого класса - уходи. Да, возможно, потом потребуется внести коррективы, поддержать связи и даже вернуться, восстановившись.

Надеяться изначально на свободное посещение училища (без медицинских показаний), на индивидуальный план по "групповым" дисциплинам - в корень неверно. Педагоги не пойдут навстречу тому, кто "ещё и в школе", ибо такая характеристика для музыкального образования - более чем спорная. Совмещайте, пробуйте, рискуйте - пожалуйста, но никаких снисхождений.

"Высший шик" - получить "на экваторе" училищного пути аттестат зрелости, достойно сдать ЕГЭ... и только задним числом поведать об этом своим наставникам-музыкантам. В моей практике был такой случай. Один.

Что заставляет меня быть настолько непреклонной и категоричной в вопросах всяческих совмещений, применительно к музыкальному училищу?

Уважение к собственной профессии и к труду коллег.

Опять же, если не принимать во внимание особые случаи, - любое "раздвоение" чревато поверхностностью во всём. Конкурентноспособен тот, чей ум свеж для любимого дела.

Остаётся лишь добавить, что нет судии более справедливого, чем время. Оно расставит всё по местам.

Страхуясь от ошибочных решений, мы в состоянии ему корректно помочь!