В серии статей я раскрываю операторские трюки, которые заставят зрителей вылупить глаза и удивленно спрашивать: «Как он это сделал?»
В каждом видео есть «козырные» кадры. И чем больше их на твоей флэшке-тем громче звучит твое имя в мире видеопродакшна. Так что бери камеру и поехали!
Сегодня я расскажу про самый головокружительный трюк в мире видеопродакшна: Эффект ВЕРТИГО!
Что за трюк?
Вертиго- оптический эффект, при котором переднеплановые предметы неподвижны, а фон как бы отодвигается назад.
Впервые этот прием был использован в фильме Альфреда Хичкока «Головокружение», чтобы проиллюстрировать боязнь высоты главного персонажа. Люди в зрительном зале были поражены кадром, который как бы затягивает тебя внутрь пространства и вызывает легкое головокружение.
С тех пор операторский прием стал популярен и начал использоваться во многих отечественных и зарубежных картинах.
Как сделать?
Стать популярным эффекту Вертиго помогла и простота исполнения.
Достаточно плавно наезжать на объект фотоаппаратом, параллельно используя обратное зуммирование (фокусным расстоянием отдаляться от объекта).
При таком сочетании фон начинает уплывать и искажаться, пространство за героем оживает и возникает чувство ирреальности происходящего.
Что важно?
1. Хороший фон
Это может быть панорама города, пейзаж, длинный коридор или зрительный зал. Именно от пространства зависит настроение итогового кадра.
Главное: пространство должно иметь достаточную глубину и работать на драматургию кадра.
2. Персонаж
Героя или героев лучше расположить посередине или на «третях» кадра, остальное место нужно оставить под «деформацию» пространства за героем.
Главное: хорошая работа с фокусом. При зуммировании и наезде фокус может сместиться с лица персонажа. Нужно настроить фокус так, чтобы лицо главного героя всегда было в резкости.
3. Наезд камерой
Как вы будете «наезжать» зависит от имеющейся аппаратуры. Традиционно это слайдер, рельсы или стабилизатор. Но есть и более бюджетные варианты: штатив в комбинации с тележкой из супермаркета или скейтом. Как говорится- изобретайте!
Главное: Выполнить движение максимально плавно, а также синхронно с зуммированием.
4. Зум
Сила искажения пространства зависит от разницы фокусных расстояний. Если у Вас серьезный длиннофокусной трансфокатор, то и расстояния на него можно взять серьезные. Актер может стоять в 70 метрах от камеры, а фон будет уплывать с бешеной скоростью.
Широкоугольный объектив придаст персонажу комичную окраску и даст больший угол охвата пространства перед героем.
Главное: Каждое фокусное расстояние имеет свою «картинку», подбирайте максимально комфортный объектив с хорошим «рисунком».
Совет от автора: Этот трюк будет смотреться максимально эффектно если использовать его как:
- монтажный переход в другую реальность (сон героя, галлюцинации, воспоминания, фантазии)
- точка эмоционального накала (испуг, влюбленность, долгожданная встреча, шок и т.д.)
- сюжетно важный поворот (убийство, неожиданное известие, отъезд)
Злоупотребление эффектом Вертиго вызывает головокружение, но пусть голова кружится только у оператора и только от похвалы зрителей.
А в каких фильмах Вы Видели эффект Вертиго? Рассказывайте в комментариях!