На протяжении всего существования, человечество сопровождали разного рода эпидемии. Причин было множество: антисанитария, высокая плотность населения, загрязнение воды, грызуны, насекомые, отсутствие антибиотиков и так далее. Огромное количество людей гибло от холеры, кори, оспы, чумы и других заразных болезней. С открытием вакцин и распространением вакцинации среди населения со многими болезнями научились справляться, а о некоторых даже забыли. Так уж получилось, что и нашему поколению "выпала честь" встретиться с новой эпидемиологической угрозой - эпидемией коронавируса COVID-19.
В начале декабря 2019 года, мне пришлось улетать из Москвы в один из городов Сибири. Дня за три до вылета, я лежал дома с температурой 38,8 и думал только об одном, как бы скорее встать на ноги. Слабость была такая, как будто на меня давил своей массой Мировой океан. Сил не было поднять руку или ногу. Даже сделать полноценный вздох не было возможности. Дышал, как учат дышать беременных женщин перед родами, часто и неглубоко. Перед вылетом, наглотался противовирусных препаратов и парацетамола от температуры, кое-как, с помощью друзей, был "загружен" в самолет, где благополучно проспал всю дорогу. Видимо, кризис миновал в эти сутки, так как, по прилету, я почувствовал прилив сил, температура прошла, остались лишь небольшие остаточные явления, вскоре я и о них забыл. Ни о каких масках, перчатках еще речь не шла. Был это ковид или нет, я не знал, да и степень важности этого знания, для меня была не высока.
Многие предсказатели предвидели, что человечеству грозит очередная, чудовищная по своим масштабам, эпидемия, которая не будет считаться ни с цветом кожи людей, ни с расположением границ государств. Понятно, что в предсказания можно верить или нет, но фактическое наличие огромного количества бактериологического оружия и лабораторий, занимающихся этой тематикой по всему миру, предполагает теоретическую возможность утечек. Какова истинная причина вспышки пандемии COVID-19, уже не важно. Главное, что этот вирус вошел в человеческую популяцию, активно ее осваивает и нам с этой угрозой придется жить и бороться всю свою оставшуюся жизнь. Впервые я услышал о пневмонии в августе 2019 года, в шуточной беседе с друзьями. Реакция была соответственная, мы смеялись, придумывали разные смешные фишки про новую "болезнь", абсолютно уверенные, что это очередная выдумка СМИ, и нам, никакая пневмония не грозит. В феврале 2020 года, пришлось лечь на плановую операцию в одну из клиник Москвы. При госпитализации меня попросили заполнить бланк о том, что я сделал себе прививку от гриппа. Я честно соврал, что сделал ее, о чем и подписался в бланке. Уже тогда, в условиях стационара, я впервые увидел, что некоторые отделения начали закрывать для посещения больных родственниками, в связи с ростом заболевания гриппа. Ну это логично, на улице зима, отсюда и естественный рост заболеваемости. Но что-то уже витало в воздухе, какая-то напряженность в работе. Персонал был извещен Минздравом России, о надвигающейся эпидемии неизвестного штамма вируса, зарегистрированного в декабре 2019г в городе Ухане (Китай)!
С начала эпидемии, где-то с конца января 2020г, стали появляться в прессе и на страницах интернет-изданий жуткие статьи о новом вирусе. Одновременно, появлялись опровергающие их статьи, с совершенно противоположными точками зрения. Переписки в чатах поделили участников на "Истеричек" и "Пофигистов". "Истерички" скупали продукты и медикаменты, хозяйственные товары первой необходимости, увозили семьи на дачи и в загородные дома, а "Пофигисты" стебались над любой информацией, о вирусе. Я описываю свои личные впечатления о начале эпидемии COVID-19. К январю 2020г, Правительством был создан штаб по борьбе с ковидной инфекцией, а уже в конце января, в Москве были зарегистрированы первые пациенты с COVID-19. Только к концу марта 2020 года, в голове сложилась вполне себе ясная картина того, что положение очень серьезное. Всюду разворачивались отделения для больных с новой инфекцией. Персонал больниц, в срочном порядке, переформировывался с ориентацией на работу с ковидными больными. Пульмонологи , инфекционисты и терапевты стали первыми на пути этой болезни. Протоколов лечения ковидных пациентов не было. План лечения приходилось создавать импирическим (опытным) путем. В то же самое время плановые больные, не болеющие ковидом, тоже требовали к себе не меньшего внимания. Нужно, помимо инфицированных людей, заниматься и неотложной помощью, и роженицами и онкобольными. Героизм и стойкость наших врачей вызывает восхищение и глубочайшую признательность.
Особо надо сказать и о работниках скорой помощи. Кто не видел огромные очереди из карет скорой помощи, стоящих по четыре часа у приемных отделений с больными на борту, тот ничего не видел.
Сказать, что это страшно- ничего не сказать. Весь город выл сиренами карет скорой помощи. В то время у врачей скорых, в арсенале не было ничего, кроме маски на лице. В это время, все средства массовой информации стали публиковать информацию о темпах распространении коронавирусной инфекции в Китае и в мире. Скорость распространения и скорость мутации вируса шокировала. Не было ни одной страны, куда бы не проникла эта зараза. Стали закрываться границы на въезд и выезд из страны. Туристы, застигнутые врасплох в дороге, не чаяли как вернуться домой. Персонал организаций, имеющих возможность отправить своих работников на работу в режиме удаленного доступа, в срочном порядке переходил на "удаленку". Студенты вузов и техникумов, ученики старших классов, по возможности тоже переходили на дистанционное обучение. Всех людей старшего возраста, и имеющих хронические заболевания, просили "самоизолироваться". В целях борьбы с распространением пандемии COVID-19 с 30 марта по 11 мая действовал режим нерабочих дней (локдаун - строгая изоляция). Помимо героической работы врачей, с самой лучшей стороны проявила себя наша молодежь. На помощь врачам, находящимся на передовой, потерявшим счет дням и ночам у палат своих пациентов, пошли работать добровольцами в больницы студенты старших курсов медицинских институтов и техникумов, медучилищ. Молодежь, в том числе и волонтеры, привозили продукты, развозили по домам врачей после смены, покупали продукты и медикаменты для "самоизолированных" стариков, выгуливали для них животных. Были времена, когда из дома можно было выходить только для выгула животных, а поездки совершать только при наличии QR-кодов, полученных на сайте госуслуг. У людей начали сдавать нервы. Сидеть в замкнутом пространстве, без возможности выходить из дома, без возможности общаться с близкими, нелегкое испытание. Люди мыли руки с мылом, доводя кожу ладоней до дерматитов. Зубные щетки держали в дезинфицирующих растворах. Протирали септиками ключи, ручки, рули и ручки переключения передач, мобильники, кошельки, все, что можно было подвергнуть обработке. Мыли полы с септиками, протирали кнопки лифтов. Детские площадки и скамейки были обмотаны ограничительными лентами. От пустых улиц и тишины становилось страшно. Видеть, как город, похожий на бушующее море, вдруг стал пустым и безлюдным было страшно. Со всех сторон стали приходить сообщения от друзей и родственников о заболевших или скончавшихся. Казалось, что это где-то далеко и нас не коснется. Но реальность была такова, что все ближе и ближе опасность приближалась к нашим семьям. Она буквально стояла за дверью. Умирали врачи, к которым ты был записан еще пару дней назад, умирали близкие, совершенно здоровые люди. От первых потерь я испытывал шок.
У врачей первой и последующих волн, стали складываться стихийные мемориалы погибших коллег. Близкие, провожающие врачей на работу, не были уверены, что они вернутся назад. А доктора, боялись возвращаться домой к семьям, чтобы не заразить случайно домашних.
Так устроен человеческий мозг, долго находиться в подавленном и шокирующем состоянии он не может. Он начинает "затирать" в памяти остроту реакций на раздражитель. Наступает психологическая усталость, вирус перестает казаться таким опасным, и человек начинает не реагировать на него должным образом. Не смотря на запреты, начинают собирать шумные компании, нарушать социальную дистанцию, перестают носить маски и перчатки, пренебрегают всеми правилами, установленными в период пандемии. Отсюда стремительный рост заболеваемости и повышение скорости распространения вируса. Концерты, массовые мероприятия, посещение мест отдыха, пляжей, аквапарков, кино и концертных залов и так далее, приводит к взрывному росту заболеваемости. Но это никого не останавливает.
В начале пандемии СМИ настойчиво требовали применять маски и перчатки, для исключения возможности инфицирования. А где их было брать- эти маски и перчатки. Наша аптечная сеть разводила руками, что масок нет, в то же самое время, с черного хода, продавались маски перекупщикам за бешеные деньги. Если стоимость одной маски до эпидемии варьировалась от 5 до 7 рублей, то в период дефицита, стоимость маски доходила до 200 и 400 рублей. С полок аптек исчезли противовирусные препараты и антибиотики. Только после вмешательства властей, в аптеках навели порядок. Предприимчивые люди стали разворачивать производства по пошиву масок и защитных костюмов для персонала "Красных зон". Появилась нужда в аппаратах ИВЛ, КТ, в кислороде. Все это раскручивалось достаточно медленно, чтобы насытить рынок такой огромной страны, нужны были серьезные мощности. Помимо производства масок, стали экстренно развиваться производства антисептиков. Изготовление антисептиков тоже началось с подпольных лабораторий. Затем и промышленность включилась в работу. И слава богу. У населения появлялась хоть какая-то возможность себя обезопасить. Людей стали настойчиво приучать мыть руки с мылом, обрабатывать предметы обихода антисептиками, проводить влажные уборки с применением хлорсодержащих препаратов типа "Белизны", "Доместоса", "Зеленого мыла". Очень медленно до нашего сознания доходила информация о серьезности положения. Наш русский "авось пронесет", стоял барьером для нормального реагирования на существующую угрозу.
Словарный запас, используемый в обиходе обычного человека, с 2019 года пополнился огромным количеством новых слов. Пандемия, самоизоляция, вакцинация, локдаун, удаленка, дистанционное обучение, матовое стекло, КТ (компьютерная томография), ИВЛ (искусственная вентиляция легких), "Красная зона", социальная дистанция, работа кафе и ресторанов на вынос, доставка, постковидный синдром, постковидная реабилитация, обсервация, оксигенация, сатурация, пульсоксиметр.
Единственным средством спасения от новой инфекции стала вакцинация населения. Первую общедоступную вакцину "Гам-КОВИД-Вак" (Спутник V) зарегистрировали в России 11.08.2020г. Сначала люди боялись, что вакцины не будет или она будет не доступна по цене. Потом люди боялись самой вакцины и последствий вакцинации. Наблюдая, что происходит в мире и статистику роста заболеваемости в нашей стране, рост смертности, население потянулось на пункты вакцинации. На сегодняшний день уже четыре российские вакцины успешно работают на спасение своего населения и стран всего мира. Я вакцинировался первым компонентом в марте 2021г. Наблюдая, как стремительно мутирует вирус, не пожалел об этом ни разу, чего и вам желаю. От всего сердца желаю всем крепкого здоровья и берегите себя.