Крестная маленького Игоряши, Оля, работала в очень напряженном графике. Да еще и жила в Москве, а Игоряша с родителями - в дальнем Подмосковье. Вроде бы, и недалеко, всего полтора часа на электричке, а на машине и того меньше, но поездка занимала целый день. Вот это все и сложилось в ситуацию, что крестника она видела по большим праздникам, не чаще, чем раз в полгода.
В этот раз вообще удалось выбраться к ним очень нескоро, чуть ли не год спустя после последнего визита, когда Игоряше было уже два с половиной года. Оля основательно нагрузилась подарками - булькающий подарок имениннику, что-то из косметики - куме, в счет прошедшего Восьмого марта. И хватит с них - люди взрослые, зарабатывают хорошо.
Зато Игоряше досталась целая сумка подарков: и нарядный костюмчик, и сладости, и две дорогущие книжки с "три-дэ" картинками (они были вырезаны из картона и "вставали", стоило перевернуть страницу), и три развивающие игрушки. Своих детей у Оли пока не было, но были младшие братья, да еще и сама она очень ответственно подошла к покупке, долго выясняя у консультанта в магазине, что лучше для малыша.
Игоряшу, однако, подарки не слишком заинтересовали. Казалось, его вообще мало, что интересовало. Скупо улыбнувшись крестной, он почти сразу ушел в свою комнату, где на полную громкость был включен телевизор.
"Не обращай внимания, - махнула рукой мама. - он всегда так..." - "Вот именно! - тут же подхватила свекровь. которая тоже была в гостях. - Всегда! А тебе и дела нет! Сколько раз уже говорила - своди ребенка к врачу! Что-то с ним не так, а тебе и дела нет! Представляешь, - обернулась она к Оле, словно ища поддержки. - Игоряшка-то до сих пор не разговаривает. Вообще. А родителям все равно"
"Ну я не знаю, - попробовала успокоить ее Оля, хотя ей тоже это не казалось нормальным - ее братья первые слова начали говорить чуть раньше года. - мальчики иногда чуть позже начинают говорить... Я слышала, даже в три года бывало - молчал-молчал, а потом - раз! - и заговорил! Но я бы к врачу сводила," - это уже куме.
"Да когда мне его водить-то? - тут же взвилась она. - я полдня у компьютера сижу, сайты эти делаю, а Витька неделю на вахте, неделю дома - ему отдохнуть надо!" - "А не пора ли нам пора?" - погасил назревающую ссору именинник Витька, приглашая всех к столу.
То, что Оля увидела за столом, насторожило ее еще больше. Оказалось, что Игоряша не умеет есть сам. Совсем. Даже ложку не держит. Зато крепко держит в руках телефон, на котором без перерыва идут мультики. В это время мама подносит ему ложку, и он механически, как кукла, открывает рот. "А он по-другому вообще есть не будет!" - отмахнулась мама Настя от очередного вопроса.
Немного посидев за столом, Оля взяла крестника на руки и ушла в его комнату. Невольно отметив, что книжки и игрушки, которые она дарила в прошлый раз, аккуратно сложены в шкафчике. Судя по их идеальному состоянию, ими ни разу не пользовались. "Телефоном и телевизором развлечь проще," - с грустью подумала она и взяла одну из книг - "Айболит". Они с Игоряшей устроились на диванчике, и Оля, не торопясь, на разные голоса, начала ему читать, часто прерываясь, чтобы показать картинки, и малыш увлекся, полностью забыв про гаджеты.
Потом она показала Игоряше, как играть в игрушку-сортер, и малыш моментально понял! Он раскладывал яркие детали по углублениям, радостно улыбаясь. "Насть, смотри!"- тихонько позвала куму Оля: - Потрать полчаса, покажи ребенку, как играть - это гораздо полезнее мультиков. Книжку ему почитай. Он у тебя совсем не говорит. Это, на самом деле, не слишком здорово..."
В этот момент Игоряша выронил деталь игрушки и громко, отчетливо сказал слово, которое культурные люди не употребляют, а менее культурные заменяют словом "блин". Настя захохотала: "Видишь, кое-что говорит! - она тут же помрачнела. - Мне и самой кажется, что у него что-то с головой не в порядке... Может, аутист? Или вообще отсталый?"
"И? - Оля поняла, что начинает заводиться. - Ты понимает, что в раннем возрасте часто лечится отсталость, если ребенком заниматься! Срочно к врачу!" - "Да некогда мне... Вообще, и свекровь наседает давно... Говорит, что сама бы отвезла, но там только родители имеют право... Ладно, мож, и выберусь..."
...Оля как раз присела пообедать, когда ей позвонила возмущенная Настя. "Ну что, кума, - начала она на повышенных тонах. - Насоветовала мне? Я чуть ли не неделю потеряла - все таскала ребенка по всяким психам!" - "Каким психам?" - удивилась Оля и отложила вилку. - "Психологам. Психотерапевтам. Даже к психиатру сходили. А еще к дефектологу и неврологу." - "Молодцы. И что они сказали?" - "А то! То, что Игоряша абсолютно здоров! Представляешь? С ним все в порядке."
"Тогда почему он такой?" - "Я тоже спросила! И, знаешь, что мне эти, типа, доктора, сказали? "Мамаша, с ребенком просто НАДО ЗАНИМАТЬСЯ." Представляешь? Типа, это я во всем виновата! С ним надо играть, ему надо читать, его надо учить есть и одеваться-раздеваться. Корова му-му, а овечка бе-бе! Покажи собачку на картинке! Нормально, да? То есть, я должна бросить все дела и заниматься этой тупостью!"
"Прости, а ты как хотела?" - "Я хотела, чтобы ребенок САМ всему научился, как другие дети! Я и психиатру сказала: назначьте моему ребенку какие-нибудь уколы для мозгов, никаких денег не пожалею! А этот хам, прикинь - вам, мамаша, самой уколы надо назначить. От лени!"
"Ну, в этом он неправ, конечно, но в остальном..." - "Оль, ты в своем уме? Как ты себе это представляешь? КОГДА я этим всем заниматься буду? Я работаю. И Витька работает. Да и вообще - чушь все это. Лучше бы уколы назначил для развития мозгов... Проколол курс - и готово. Тем более, скоро у меня времени еще меньше станет..."
Оля тяжело вздохнула и промолчала. Настя ждала второго ребенка...