В.К. Штокало
Каждая поездка Павла Степановича тщательно готовилась, продумывался не только маршрут, но и даже такие нюансы, как вопросы морально-психологического плана. Глеб Александрович заранее обзванивал части, стоящие в плане посещения, на предмет совпадения времени пребывания главкома с днями рождения представителей командного состава, с приказами о назначении на должность, присвоении воинских званий и другими событиями. По этому случаю готовились скромные подарки, которые по прибытии в торжественной обстановке вручались военнослужащим самим главнокомандующим. Трудно преувеличить значимость такого внимания главкома к событиям в жизни подчинённых.
Теперь немного о самой схеме работы главкома в гарнизоне. В неё неизменно входило приведение полка в полную боевую готовность с выводом его из-под удара в минимально короткое время и выполнением боевых задач частью сил (в виде вылетов на боевое применение на полигоне или на воздушную разведку). Такие действия были требованием времени (размещение ракет «потенциальных друзей» вблизи наших границ, а также опыт прошедших войн). После этого следовал краткий разбор проведённых мероприятий с награждением особо отличившихся, чаще всего именными часами, извлекаемыми из объёмного портфеля Глеба Краснопёрова. В программу входило обязательное посещение служебных зон аэродрома, в том числе и ТЭЧ, и беседы с лётным и техническим составом. Во время этих, уже привычных, стандартных мероприятий главком всегда тонко чувствовал настроение людей, общался с ними на простом доступном языке, с присущей всем авиаторам долей авиационного юмора. И завершало поездку подробное знакомство с жилой зоной. При наличии просьб жителей гарнизона о встрече с главкомом, с которыми, как правило, обращались к офицеру по особым поручениям, она обязательно проводилась в удобном помещении, обычно в доме офицеров. Вот как они, по словам Глеба Александровича, проходили: «Во время таких встреч Павел Степанович сочувственно выслушивал присутствующих, которые излагали свои всевозможные проблемы и обращались к нему с просьбами. Отмечу, они были чрезвычайно разносторонние: отопление, предоставление жилья, устройство в детские сады, обеспечение продуктами и многое другое. Всё это я незамедлительно фиксировал в блокноте. К решению обозначенных проблем главкомом привлекался руководящий состав полка, частей обеспечения, а также командование авиационных объединений и военного округа. В отдельных случаях, при особо сложной ситуации, Павел Степанович уже в Москве обращался за помощью в аппарат Министерства обороны СССР. Только после полного разрешения проблемы я имел право поставить отметку об этом в своём блокноте. На моей памяти не было случая, чтобы главком не исполнил чьей-либо просьбы».
Таким образом, не только требуя от командования гарнизонов решительных действий по приведению всех аэродромных зон в соответствие требованиям, предъявляемым к ним, но и оказывая в этом действенную помощь, главком добивался того, чтобы аэродром стал настоящей «крепостью». И в этом случае никогда не скупился на слова благодарности, выраженные часто в виде коротких фраз, но люди чувствовали его сильнейшую энергетику и оптимизм. Так было, например, после его знакомства с гарнизоном Лиелварде, который, по воспоминаниям генерал-лейтенанта авиации П.Н. Масалитина, представлял собой «аэродром с основной ВПП и двумя полосами для взлёта с групповых стоянок, железобетонные укрытия (ЖБУ) для 40 самолётов, укрытия для ГСМ, боеприпасов, автотракторной и другой техники и т. д., КДП и КП полка и дивизии (штаб дивизии находился в Лиелварде). В авиагарнизоне находились также защищённые склады продовольствия, вещевого имущества, сделанные по современным меркам. Была подведена железнодорожная ветка для доставки ГСМ и другого военного имущества железнодорожным составом. В гарнизоне построены благоустроенные жилые дома (по количеству людей, определяемому организационно-штатными структурами – полк, дивизия, части обеспечения), школа, детский садик, ДК офицеров… Всё это было осмотрено группой главкома ВВС во главе с П.С. Кутаховым, который написал на доске в одном из учебных классов: "Здорово! Так держать! Позвольте верить!"» [30].
Продолжение смотри в книге «Главком П.С.Кутахов»